Профориентация

«Всякая работа трудна до времени, пока ее не полюбишь, а потом – она возбуждает  и становиться легче».  М. Горький.

Дорогой друг! Ты не заметил, как наступил один из прекраснейших периодов в жизни человека – юность. В это время тебе предстоит сделать в океане жизненных выборов самый важный, судьбоносный выбор – ВЫБОР ПРОФЕССИИ, с которой, как с наполненным ветром парусом, твой фрегат «жизнь» сможет успешно пришвартоваться к любой гавани на планете и, в первую очередь, к твоим родным берегам.

Профориентация – комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение школьника.
Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

Цель профориентационной работы в школе

— оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
— выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи профориентационной работы:
— получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;
— выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.
Основные направления профессиональной ориентации учащихся:
— Профессиональное просвещение;
— Профессиональная диагностика;
— Профессиональная консультация и др.
Этапы и содержание профориентационной работы в школе:
1-4 классы:
— Формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;
— Развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую;
— Постепенное расширение представлений о мире профессионального труда;
5-7 классы:
— Развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;
— Представления о собственных интересах и возможностях;
— Приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики.
8-9 классы:
— Групповое и индивидуальное профконсультирование, с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;
— Профессиональное самопознание;
10-11 классы:
— Коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
Направления и формы профориентационной работы в школе:
— Оформление уголка по профориентации, страничка на школьном сайте в разделе «Профориентация».
— Осуществление взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, профориентационными центрами округа.
Работа с учащимися:
— Профориентационные мероприятия: викторины, беседы, тематические классные часы, цикл занятий («Профессиональное самопознание» 9 класс) и др.;
— Тестирования и анкетирования учащихся, с целью выявления профнаправленности;
— Консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.).
— Расширение знаний в рамках школьных предметов;
— Организация и проведение экскурсий в учебные заведения, на предприятия; посещения дней открытых дверей учебных заведений;
— Встречи с представителями предприятий, учебных заведений;
— Участие в конкурсах декоративно-прикладного и технического творчества. Привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе в учреждениях дополнительного образования;
— Проведение недель по профориентации, конкурсов по профессии, конференций.
Работа с законными представителями учащихся:
— Проведение родительских собраний (общешкольных, классных);
— Индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий, учебного заведения учащимися.
Перспективы профориентационной работы:
— Выработка системы тесного сотрудничества III ступени общего среднего образования с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями района и поселка;
— Организация взаимосвязи школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций;
— Привлечение родителей учащихся для профориентационной работы;
— Избрание родительского комитета школы из представителей родительских комитетов классов, наиболее активных родителей учащихся, готовых в сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения школьников;
— Пополнение библиотечного фонда литературой по профориентации и трудовому обучению;
— Создание из числа старшеклассников группы профинформаторов для работы с младшими школьниками;
— Разработка рекомендаций классным руководителям по планированию профориентационной работы с учащимися различных возрастных групп;
— Организация для педагогов и классных руководителей циклов занятий, семинаров по профориентационной работе с учащимися.


Справочник учреждений образования


6 февраля состоялась профориентационная встреча учащихся 10 класса с выпускницей ГУО «Средняя школа №1 г.п.Кореличи», студенткой  5 курса фармацевтического факультета учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет» ЧИЖ Мартой


8 февраля НИКИТИН Никита, выпускник ГУО «Средняя школа №1 г.п.Кореличи», курсант 5 курса военно-медицинского института учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет» провёл  профориентационную встречу с  учащимися 11 класса


17 февраля в 10:00 для абитуриентов военно-медицинского института в учреждении образования «Белорусский государственный медицинский университет в очном формате состоится День открытых дверей.

Потенциальные курсанты и их родители смогут ознакомиться с действующими правилами и порядком приема в военно-медицинский институт, итогами приема в 2023 году, получить информацию об особенностях обучения и службы в военно-медицинском институте. Кроме того, участникам мероприятия будет предоставлена возможность совершить экскурсию в анатомический музей, поприсутствовать на мастер-классах по химии и биологии, а также задать все интересующие вопросы.

День открытых дверей состоится по адресу: город Минск, проспект Дзержинского, дом 83, главный учебный корпус Белорусского государственного медицинского университета, актовый зал (проезд до станции метро «Петровщина»).


О целевой подготовке

Целевые договоры с выпускниками на обучение по педагогическим специальностям в соответствии с законодательством будут заключаться  во взаимодействии и по согласованию с отделом образования Кореличского райисполкома.
По вопросам заключения целевых договоров на обучение по педагогическим специальностям обращаться:

директор школы Вербицкая Елена Александровна, тел 801596-72161
заместитель директора Чичкан Нина Петровна, тел  801596-72163

начальник отдела Осташевич Ирина Валерьевна, тел 801596-22182
заместитель начальника   Шевко Алла Владимировна, тел  801596-21182


Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 07.02.2006 № 80 «О правилах приема лиц для получения высшего образования І ступени и среднего специального образования”  (подготовлена новая редакция Указа Президента Республики Беларусь от 27.01.2022 № 23) без вступительных испытаний, за исключением лиц, поступающих в соответствии с договором о целевой подготовке специалиста с высшим образованием, в порядке перечисления зачисляются:

лица, прошедшие обучение в профильных классах (группах) педагогической направленности учреждений общего среднего образования и учреждений среднего специального образования (при наличии в документе об образовании отметок не ниже 8 (восьми) баллов по учебным предметам, соответствующим предметам профильных испытаний, отметок не ниже 7 (семи) баллов по всем остальным учебным предметам, при наличии рекомендации педагогического совета учреждения образования, которое они окончили, и по результатам собеседования, проводимого УВО в порядке, устанавливаемом Министерством образования), при поступлении на педагогические специальности, перечень которых устанавливается Министерством образования, и при условии последующей обязательной работы по распределению не менее пяти лет после получения высшего образования в дневной форме за счет средств бюджета;

лица, прошедшие обучение в профильных классах (группах) спортивно-педагогической направленности учреждений общего среднего образования (при наличии в документе об образовании отметок не ниже 8 (восьми) баллов по учебным предметам, соответствующим предметам профильных испытаний, отметок не ниже 7 (семи) баллов по всем остальным учебным предметам, при наличии рекомендации педагогического совета учреждения образования, которое они окончили, и по результатам собеседования, проводимого УВО в порядке, устанавливаемом Министерством спорта и туризма по согласованию с Министерством образования), при поступлении на специальности направления образования «Физическая культура и спорт» и при условии последующей обязательной работы по распределению не менее пяти лет после получения высшего образования в дневной форме за счет средств бюджета.

После окончания учебы данные выпускники распределяются согласно плану учреждения образования со сроком отработки 5 лет.

      Для поступления на условиях целевой подготовки выпускники должны иметь на базе общего среднего в аттестате отметки не ниже   6 баллов по профильным предметам, на уровне общего базового образования средний балл не ниже 6 баллов.

 Договор заключается при наличии сертификатов по результатам централизованного тестирования по профильным предметам.

После окончания учебы «целевики» распределяются в распоряжение управления образования Кореличского райисполкома со сроком отработки 5 лет с высшим образованием, 3 года – со средним специальным.

Ошибки при выборе профессии

Как не ошибиться, выбирая профессию

В мечтах будущая жизнь рисуется красиво. И интересная работа занимает в ней далеко не последнее место. Но не так-то просто понять свое предназначение. Вот ошибки, которые мешают старшекласснику и абитуриенту сделать правильный шаг:

  1. Отношение к выбору профессии как к неизменному. В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. При этом наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошел начальные ступени.
  2. Бытующие мнения о престижности профессии. В отношении профессии предрассудки проявляются в том, что некоторые важные для общества профессии, занятия считаются недостойными, неприличными (например, мусорщик).
  3. Выбор профессии под влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать). Профессию мы выбираем по своему «вкусу» и «размеру» так же, как одежду и обувь.
  4. Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию. При выборе профессии надо учитывать прежде всего особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что тебе нравится или не нравится ее представитель.
  5. Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии. Так, за легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный, будничный труд.
  6. Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий. Есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку, много: переводчик, экскурсовод, телефонист международной связи и др. Поэтому при выборе профессии надо учитывать, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят.
  7. Устаревшие представления о характере труда в сфере материального производства. Во все профессии, и прежде всего в рабочие, внедряется сложная и интересная техника, повышается культура труда.
  8. Неумение или нежелание разбираться в своих личностных качествах (склонностях, способностях). Разобраться в себе помогут профконсультанты, родители, учителя, друзья.
  9. Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии. Существуют профессии, которые могут быть тебе противопоказаны, так как они могут ухудшить твоё состояние здоровья.
  10. Незнание основных действий, операций и их порядка при решении, обдумывании задачи при выборе профессии. Когда ты решаешь задачу по математике, то выполняешь определенные действия в определенной последовательности. Было бы разумно поступить так же и при выборе профессии. 

Архив журнала «Кем быть» (материалы для профориентации)

К СВЕДЕНИЮ ГРАЖДАН: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ БЕЗРАБОТНЫХ
Документ: «Положение о порядке организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных и иных категорий граждан и освоения ими содержания образовательной программы обучающих курсов по направлению органов по труду, занятости и социальной защите»
Утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь 12.10.2006г. №1334.

Профессиональное обучение безработных осуществляется в учебных заведениях  на краткосрочных курсах или на рабочих местах, по профессиям, востребованным на рынке труда и, как правило, под заказ нанимателей. Безработному, направленному на обучение компенсируется расходы по проезду к месту учебы, оплачивается проживание в общежитии, гостинице или частном секторе. На период обучения назначается стипендия не более трех базовых величин. При обучении за пределами района, ежемесячно выплачивается материальная помощь в соответствии с законодательством и соблюдении определенных условий.
В случае отчисления граждан из учреждений образования до завершения полного курса по неуважительным причинам граждане возмещают фактические затраты органов по труду, занятости и социальной защите за период их профессионального обучения.
Консультации: Гоцко Наталья Степановна т.8-0159620832
Дополнительная информация на интернет-сайте:

http://trudgrodno.gov.by/занятость-населения/