«Всякая работа трудна до времени, пока ее не полюбишь, а потом – она возбуждает и становиться легче». М. Горький.
Дорогой друг! Ты не заметил, как наступил один из прекраснейших периодов в жизни человека – юность. В это время тебе предстоит сделать в океане жизненных выборов самый важный, судьбоносный выбор – ВЫБОР ПРОФЕССИИ, с которой, как с наполненным ветром парусом, твой фрегат «жизнь» сможет успешно пришвартоваться к любой гавани на планете и, в первую очередь, к твоим родным берегам.
Профориентация – комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение школьника.
Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
— оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
— выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи профориентационной работы:
— получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;
— выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.
Основные направления профессиональной ориентации учащихся:
— Профессиональное просвещение;
— Профессиональная диагностика;
— Профессиональная консультация и др.
Этапы и содержание профориентационной работы в школе:
1-4 классы:
— Формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;
— Развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую;
— Постепенное расширение представлений о мире профессионального труда;
5-7 классы:
— Развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;
— Представления о собственных интересах и возможностях;
— Приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики.
8-9 классы:
— Групповое и индивидуальное профконсультирование, с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;
— Профессиональное самопознание;
10-11 классы:
— Коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
Направления и формы профориентационной работы в школе:
— Оформление уголка по профориентации, страничка на школьном сайте в разделе «Профориентация».
— Осуществление взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, профориентационными центрами округа.
Работа с учащимися:
— Профориентационные мероприятия: викторины, беседы, тематические классные часы, цикл занятий («Профессиональное самопознание» 9 класс) и др.;
— Тестирования и анкетирования учащихся, с целью выявления профнаправленности;
— Консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.).
— Расширение знаний в рамках школьных предметов;
— Организация и проведение экскурсий в учебные заведения, на предприятия; посещения дней открытых дверей учебных заведений;
— Встречи с представителями предприятий, учебных заведений;
— Участие в конкурсах декоративно-прикладного и технического творчества. Привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе в учреждениях дополнительного образования;
— Проведение недель по профориентации, конкурсов по профессии, конференций.
Работа с законными представителями учащихся:
— Проведение родительских собраний (общешкольных, классных);
— Индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий, учебного заведения учащимися.
Перспективы профориентационной работы:
— Выработка системы тесного сотрудничества III ступени общего среднего образования с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями района и поселка;
— Организация взаимосвязи школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций;
— Привлечение родителей учащихся для профориентационной работы;
— Избрание родительского комитета школы из представителей родительских комитетов классов, наиболее активных родителей учащихся, готовых в сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения школьников;
— Пополнение библиотечного фонда литературой по профориентации и трудовому обучению;
— Создание из числа старшеклассников группы профинформаторов для работы с младшими школьниками;
— Разработка рекомендаций классным руководителям по планированию профориентационной работы с учащимися различных возрастных групп;
— Организация для педагогов и классных руководителей циклов занятий, семинаров по профориентационной работе с учащимися.
Справочник учреждений образования
6 февраля состоялась профориентационная встреча учащихся 10 класса с выпускницей ГУО «Средняя школа №1 г.п.Кореличи», студенткой 5 курса фармацевтического факультета учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет» ЧИЖ Мартой
8 февраля НИКИТИН Никита, выпускник ГУО «Средняя школа №1 г.п.Кореличи», курсант 5 курса военно-медицинского института учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет» провёл профориентационную встречу с учащимися 11 класса
17 февраля в 10:00 для абитуриентов военно-медицинского института в учреждении образования «Белорусский государственный медицинский университет в очном формате состоится День открытых дверей.
Потенциальные курсанты и их родители смогут ознакомиться с действующими правилами и порядком приема в военно-медицинский институт, итогами приема в 2023 году, получить информацию об особенностях обучения и службы в военно-медицинском институте. Кроме того, участникам мероприятия будет предоставлена возможность совершить экскурсию в анатомический музей, поприсутствовать на мастер-классах по химии и биологии, а также задать все интересующие вопросы.
День открытых дверей состоится по адресу: город Минск, проспект Дзержинского, дом 83, главный учебный корпус Белорусского государственного медицинского университета, актовый зал (проезд до станции метро «Петровщина»).
Целевые договоры с выпускниками на обучение по педагогическим специальностям в соответствии с законодательством будут заключаться во взаимодействии и по согласованию с отделом образования Кореличского райисполкома.
По вопросам заключения целевых договоров на обучение по педагогическим специальностям обращаться:
директор школы Вербицкая Елена Александровна, тел 801596-72161
заместитель директора Чичкан Нина Петровна, тел 801596-72163
начальник отдела Осташевич Ирина Валерьевна, тел 801596-22182
заместитель начальника Шевко Алла Владимировна, тел 801596-21182
Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 07.02.2006 № 80 «О правилах приема лиц для получения высшего образования І ступени и среднего специального образования” (подготовлена новая редакция Указа Президента Республики Беларусь от 27.01.2022 № 23) без вступительных испытаний, за исключением лиц, поступающих в соответствии с договором о целевой подготовке специалиста с высшим образованием, в порядке перечисления зачисляются:
лица, прошедшие обучение в профильных классах (группах) педагогической направленности учреждений общего среднего образования и учреждений среднего специального образования (при наличии в документе об образовании отметок не ниже 8 (восьми) баллов по учебным предметам, соответствующим предметам профильных испытаний, отметок не ниже 7 (семи) баллов по всем остальным учебным предметам, при наличии рекомендации педагогического совета учреждения образования, которое они окончили, и по результатам собеседования, проводимого УВО в порядке, устанавливаемом Министерством образования), при поступлении на педагогические специальности, перечень которых устанавливается Министерством образования, и при условии последующей обязательной работы по распределению не менее пяти лет после получения высшего образования в дневной форме за счет средств бюджета;
лица, прошедшие обучение в профильных классах (группах) спортивно-педагогической направленности учреждений общего среднего образования (при наличии в документе об образовании отметок не ниже 8 (восьми) баллов по учебным предметам, соответствующим предметам профильных испытаний, отметок не ниже 7 (семи) баллов по всем остальным учебным предметам, при наличии рекомендации педагогического совета учреждения образования, которое они окончили, и по результатам собеседования, проводимого УВО в порядке, устанавливаемом Министерством спорта и туризма по согласованию с Министерством образования), при поступлении на специальности направления образования «Физическая культура и спорт» и при условии последующей обязательной работы по распределению не менее пяти лет после получения высшего образования в дневной форме за счет средств бюджета.
После окончания учебы данные выпускники распределяются согласно плану учреждения образования со сроком отработки 5 лет.
Для поступления на условиях целевой подготовки выпускники должны иметь на базе общего среднего в аттестате отметки не ниже 6 баллов по профильным предметам, на уровне общего базового образования средний балл не ниже 6 баллов.
Договор заключается при наличии сертификатов по результатам централизованного тестирования по профильным предметам.
После окончания учебы «целевики» распределяются в распоряжение управления образования Кореличского райисполкома со сроком отработки 5 лет с высшим образованием, 3 года – со средним специальным.
Как не ошибиться, выбирая профессию
В мечтах будущая жизнь рисуется красиво. И интересная работа занимает в ней далеко не последнее место. Но не так-то просто понять свое предназначение. Вот ошибки, которые мешают старшекласснику и абитуриенту сделать правильный шаг:
- Отношение к выбору профессии как к неизменному. В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. При этом наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошел начальные ступени.
- Бытующие мнения о престижности профессии. В отношении профессии предрассудки проявляются в том, что некоторые важные для общества профессии, занятия считаются недостойными, неприличными (например, мусорщик).
- Выбор профессии под влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать). Профессию мы выбираем по своему «вкусу» и «размеру» так же, как одежду и обувь.
- Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию. При выборе профессии надо учитывать прежде всего особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что тебе нравится или не нравится ее представитель.
- Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии. Так, за легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный, будничный труд.
- Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий. Есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку, много: переводчик, экскурсовод, телефонист международной связи и др. Поэтому при выборе профессии надо учитывать, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят.
- Устаревшие представления о характере труда в сфере материального производства. Во все профессии, и прежде всего в рабочие, внедряется сложная и интересная техника, повышается культура труда.
- Неумение или нежелание разбираться в своих личностных качествах (склонностях, способностях). Разобраться в себе помогут профконсультанты, родители, учителя, друзья.
- Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии. Существуют профессии, которые могут быть тебе противопоказаны, так как они могут ухудшить твоё состояние здоровья.
- Незнание основных действий, операций и их порядка при решении, обдумывании задачи при выборе профессии. Когда ты решаешь задачу по математике, то выполняешь определенные действия в определенной последовательности. Было бы разумно поступить так же и при выборе профессии.
Архив журнала «Кем быть» (материалы для профориентации)
К СВЕДЕНИЮ ГРАЖДАН: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ БЕЗРАБОТНЫХ
Документ: «Положение о порядке организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных и иных категорий граждан и освоения ими содержания образовательной программы обучающих курсов по направлению органов по труду, занятости и социальной защите»
Утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь 12.10.2006г. №1334.
Профессиональное обучение безработных осуществляется в учебных заведениях на краткосрочных курсах или на рабочих местах, по профессиям, востребованным на рынке труда и, как правило, под заказ нанимателей. Безработному, направленному на обучение компенсируется расходы по проезду к месту учебы, оплачивается проживание в общежитии, гостинице или частном секторе. На период обучения назначается стипендия не более трех базовых величин. При обучении за пределами района, ежемесячно выплачивается материальная помощь в соответствии с законодательством и соблюдении определенных условий.
В случае отчисления граждан из учреждений образования до завершения полного курса по неуважительным причинам граждане возмещают фактические затраты органов по труду, занятости и социальной защите за период их профессионального обучения.
Консультации: Гоцко Наталья Степановна т.8-0159620832
Дополнительная информация на интернет-сайте: