Инновационная деятельность

Название инновационного проекта: Внедрение модели развития компетентности педагогов в формировании национальной идентичности учащихся.

Данные о разработчике (разработчиках) и консультанте (консультантах). Тарантей Лариса Михайловна, профессор кафедры психолого-педагогического сопровождения образования государственного учреждения образования «Гродненский областной институт развития образования», кандидат педагогических наук, доцент.

Наименование учреждения образования: государственное учреждение образования  «Средняя школа №1  г. п. Кореличи»

Сроки проведения инновационной деятельности: 2022 – 2025 гг.

Календарный план реализации инновационного проекта на 2023/2024 учебный год

Календарный план реализации инновационного проекта «Внедрение модели развития компетентности педагогов в формировании национальной идентичности учащихся»

на 2023/2024 учебный год

№ п/пСодержание работыСрокиОтветственныеФорма оформления результатов работы
 Онлайн- встреча  с научным консультантом по вопросам планирования постоянно действующего  семинара по развитию компетентности педагогов в  формировании национальной идентичности учащихсяАвгуст 2023 годаВербицкая Е.А., директор учреждения образованияОпределение тем и составление графика проведение  семинара (вебинара)
 Разработка календарного плана внедрения инновационного проекта на 2023/2024 учебный годСентябрь 2023  годаВербицкая Е.А., директор учреждения образования, Кулинич Т.Л., координатор,  члены творческой группыКалендарный план работы на 2023/2024 учебный год
 Издание приказа об организации инновационной деятельности в 2023/2024 учебном годуАвгуст-сентябрь 2023 годаВербицкая Е.А., директор учреждения образованияПриказ об организации инновационной деятельности
 Проектирование управленческой и педагогической деятельности по реализации инновационного проектаАвгуст 2023 годаВербицкая Е.А., директор учреждения образованияПлан работы
Корректировка и утверждение планов работы учебно-методических объединенийАвгуст 2023 годаВербицкая Е.А., директор, руководители УМОПланы работы предметных методических объединений
Инструктивно — методическое совещание «Изучение нормативной правовой документации по реализации инновационной деятельности в 2023/2024 учебном году»Август 2023 годаКулинич Т.Л., заместитель директора по ВРПротокол
Проведение общешкольного родительского собрания «О работе учреждения образования в режиме инновации в 2023/2024 учебном году»Сентябрь 2023 годаВербицкая Е.А., директор, Кулинич Т.Л., заместитель директора по ВРПротокол общешкольного родительского собрания
Консультация для педагогов по ведению документации инновационной деятельностиСентябрь 2023 года – май 2024 годаКулинич Т.Л., заместитель директора по ВРМетодические материалы для педагогов
Обновление материалов на информационной странице «Инновационная деятельность» на сайте учреждения образованияАвгуст 2023 года, в течение учебного годаКулинич Т.Л., заместитель директора по ВР, Кривицкая Л.И., модератор сайтаФотоотчёты, сценарии, статьи
Пополнение новыми материалами электронной папки «В помощь педагогу- инноватору»Сентябрь 2023 года, далее- постоянноКулинич Т.Л., заместитель директора по ВРМатериалы в электронном виде
Повышение квалификации участников инновационного проектаВ течение учебного годаВербицкая Е.А., директор
Открытая трибуна «Есть проблема? Обсудим!»ЕжемесячноКулинич Т.Л., заместитель директора по ВРМатериалы заседания
Организация работы постоянно действующего семинара (вебинара) по развитию компетентности педагогов в  формировании национальной идентичности учащихсяОктябрь, декабрь 2023 года, февраль, апрель 2024 годаВербицкая Е.А., директор, Кулинич Т.Л., заместитель директора по ВРМатериалы семинара
Проведение семинара «От информационной культуры к безопасности в сети Интернет»Ноябрь 2023 годКулинич Т.Л., заместитель директора по ВРМатериалы семинара
Проведение тренинга по профилактике профессионального выгорания «Саморегуляция» (совместно с педагогом-психологом)Декабрь 2023 годаБусько А.Н., педагог-психологМатериалы тренинга
Проведение методической недели «Панорама инновационного опыта: действия, проблемы, перспективы»Март 2024 годаВербицкая Е.А., директор, Кулинич Т.Л., заместитель директора по ВРБрошюра материалов методической недели
Промежуточный анализ реализации индивидуальной самообразовательной траектории педагоговДекабрь 2023 года, март 2024 годаКулинич Т.Л., заместитель директора по ВРИнформационная справка
Проведение семинара «Современные технологии работы с семьей по формированию национальной идентичности учащихся»Февраль 2024 годаКулинич Т.Л., заместитель директора по ВРРазмещение материалов  семинара на сайте учреждения образования
Тренинг «Психологические основы взаимодействия в системе «педагог-учащийся-родители»»Март 2024 годаБусько А.Н.,
педагог- психолог
Размещение материалов тренинга на сайте учреждения образования
Совещание при директоре «Эффективность проведения мероприятий в рамках реализации инновационного проекта «Внедрение  модели   развития компетентности педагогов в формировании национальной идентичности учащихся »Апрель 2024 годаВербицкая Е.А., директор, Кулинич Т.Л., заместитель директора по ВРПротокол
Организация циклов классных и информационных  часов для учащихся в рамках Года мира и созиданияВ течение учебного годаКулинич Т.Л., заместитель  директора по ВР, классные руководителиРазработки классных часов
Работа краеведческого музея «Спадчына» по формированию национальной идентичности учащихсяВ течение годаНенартович Д.С.,  руководитель музея.Разработки
Организация и проведение экскурсий в Национальный историко-культурный музей-заповедник «Несвиж», Мирский замок,  Ивьевский музей национальных культур музей Великой Отечественной войны и др.В течение учебного годаКлассные руководителиПриказы, маршрутные листы
Включение дополнительных материально-технических ресурсов для обеспечения реализации процесса инновационной деятельностиВ течение учебного годаВербицкая Е.А., директорПриобретение стендов,оборудование актового зала
Оформление отчетов инновационной деятельности за 2023/2024 учебный год, систематизация материаловМарт 2024 годапедагоги -инноваторыМатериалы промежуточного отчета
Разработка календарного плана внедрения инновационного проекта на 2024/2025 учебный годМарт 2024 годаКулинич Т.Л., заместитель  директора по ВР,Календарный план работы
Промежуточная диагностика ключевых компетенций педагоговОктябрь 2023 года, апрель 2024 годаБусько А.Н., педагог- психологПротокол результатов
Подготовка и написание справки «О промежуточных результатах реализации инновационного проекта в 2023/2024 учебном году»Апрель 2024 годаКулинич Т.Л., заместитель директора по ВРСправка о промежуточных результатах инновационного проекта
Взаимодействие с  консультантом инновационного проекта по вопросам: ведение документации; проведение диагностических срезов;  предоставление отчёта инновационной деятельности.В течение учебного годаВербицкая Е.А., директор учреждения образования

Календарный план реализации инновационного проекта на 2022/2023 учебный год

Календарный план реализации инновационного проекта «Внедрение модели развития компетентности педагогов в формировании национальной идентичности учащихся»

на 2022/2023 учебный год

№ п/пСодержание работыСрокиОтветственныеФорма оформления результатов работы
Разработка календарного плана внедрения инновационного проекта на 2022/2023 учебный годМарт 2022 годаВербицкая Е.А., директор учреждения образования, Кулинич Т.Л., координаторКалендарный план работы на 2022/2023 учебный год
Онлайн- встреча  с научным консультантом по вопросам планирования семинара (вебинара) по развитию компетентности педагогов в  формировании национальной идентичности учащихсяАвгуст 2022 годаВербицкая Е.А., директор учреждения образованияОпределение тем и составление графика проведение  семинара (вебинара)
Издание приказа об организации инновационной деятельности в 2022/2023 учебном годуАвгуст-сентябрь 2022 годаВербицкая Е.А., директор учреждения образованияПриказ об организации инновационной деятельности
Проектирование управленческой и педагогической деятельности по реализации инновационного проектаАвгуст 2022 годаВербицкая Е.А., директор учреждения образованияПлан работы
Корректировка и утверждение планов работы предметных методических объединений, МО классных руководителейАвгуст 2022 годаВербицкая Е.А., директор, руководители МОПланы работы предметных методических объединений
Диагностика готовности и мотивации педагогов к инновационной деятельностиСентябрь 2022 годаБусько А.Н., педагог- психологРезультаты диагностики
Проведение совещания при директора с целью определения основных направлений проектаСентябрь 2022 годаВербицкая Е.А., директор учреждения образованияПротокол совещания при директоре
Инструктивно- методическое совещание «Изучение нормативной правовой документации по реализации инновационной деятельности»Август 2022 годаКулинич Т.Л., заместитель директора по ВРПротокол
Разработка индивидуальных планов инновационной деятельности на 2022/2023 учебный год педагогов – инноваторовАвгуст 2022 годаВербицкая Е.А., директор, Кулинич Т.Л., заместитель директора по ВРИндивидуальные планы
Проведение общешкольного родительского собрания «О работе учреждения образования в режиме инновации в 2022/2023 учебном году»Сентябрь 2022 годаВербицкая Е.А., директор, Кулинич Т.Л., заместитель директора по ВРПротокол общешкольного родительского собрания
Методический практикум по ведению педагогических дневников участниками инновационного проектаСентябрь 2022 года       Кулинич Т.Л., заместитель директора по ВРПедагогические дневники
Создание аннотированного списка литературы и информационных материалов по теме инновационного  проектаАвгуст 2022 года, далее- постоянноБабанская Е.В., библиотекарьАннотированный списк литературы и информационных материалов
Оформление информационной страницы «Инновационная деятельность» на сайте учреждения образованияАвгуст 2022 годаКривицкая Л.И., модератор сайтаСтраница на сайте «Инновационная деятельность»
Размещение материалов инновационной деятельности на сайте учрежденияСентябрь 2022 года, далее- постоянноКулинич Т.Л., заместитель директора по ВР, Кривицкая Л.И., модератор сайта, педагоги-инноваторыФотоотчёты, сценарии, статьи
Подготовка электронной папки «В помощь педагогу- инноватору»Сентябрь 2022 годаКулинич Т.Л., заместитель директора по ВРМатериалы в электронном виде
Повышение квалификации участников инновационного проектаВ течение учебного годаВербицкая Е.А., директор
Проведение тренинга по профилактике профессионального выгорания «Саморегуляция» (совместно с педагогом-психологом)Декабрь 2022 годаБусько А.Н., педагог-психологМатериалы тренинга
Открытая трибуна «Есть проблема? Обсудим!»ЕжемесячноКулинич Т.Л., заместитель директора по ВРМатериалы заседания
Семинар «Национальное самосознание подрастающего поколения в условиях реализации воспитательного потенциала учебного занятия»Январь 2022 годаВербицкая Е.А., директорМатериалы семинара
Организация работы постоянно действующего семинара (вебинара) по развитию компетентности педагогов в  формировании национальной идентичности учащихсяОктябрь, декабрь 2022 года, февраль, апрель 2023 годаВербицкая Е.А., директор, Кулинич Т.Л., заместитель директора по ВРМатериалы семинара
Консультация для педагогов по ведению документации инновационной деятельностиСентябрь 2022 года – май 2023 годаКулинич Т.Л., заместитель директора по ВРМетодические материалы для педагогов
Методический  диалог «Влияние исторических событий на формирование национального самосознания»Ноябрь 2023 годаКулинич Т.Л., заместитель директора по ВРМатериалы
Промежуточный анализ реализации индивидуальной самообразовательной траектории педагоговДекабрь 2022 года, март 2023 годаКулинич Т.Л., заместитель директора по ВРИнформационная справка
Семинар-практикум «Культурно-историческое наследие белорусского народа в формировании гражданственности» в рамках работы ресурсного центра системы образования Кореличского района по теме «Внедрение модели устно — исторических исследований родного края как средства формирования социально- гражданских компетенций учащихся»Январь 2023 годаКулинич Т.Л., заместитель директора по ВРМатериалы
Проведение методической недели «Панорама инновационного опыта: действия, проблемы, перспективы»Март 2023 годаВербицкая Е.А., директор, Кулинич Т.Л., заместитель директора по ВРБрошюра материалов методической недели
Совещание при директоре «Эффективность проведения мероприятий в рамках реализации инновационного проекта «Внедрение  модели   развития компетентности педагогов в формировании национальной идентичности учащихся  »Апрель 2023 годаВербицкая Е.А., директор, Кулинич Т.Л., заместитель директора по ВРПротокол
Организация циклов классных и информационных  часов для учащихся в рамках Года исторической памяти «Кореличчина историческая, героическая»В течение учебного годаКулинич Т.Л., заместитель  директора по ВР, классные руководителиРазработки классных часов
Работа краеведческого музея «Спадчына»по формированию национальной идентичности учащихсяВ течение годаЛевкович Н.Л., руководитель музея.Разработки
Организация и проведение экскурсий в Национальный историко-культурный музей-заповедник «Несвиж», Мирский замок,  Ивьевский музей национальных культур музей Великой Отечественной войны и др.В течение учебного годаКлассные руководителиПриказы, маршрутные листы
Реализация проекта «Прошлое и настоящее Кореличского района»В течение учебного годаЛевкович Н.Л., руководитель музея
 
Материалы по проекту
Включение дополнительных материально-технических ресурсов для обеспечения реализации процесса инновационной деятельностиВ течение учебного годаВербицкая Е.А., директорПриобретение стендов,оборудование актового зала
Оформление отчетов инновационной деятельности за 2022/2023 учебный год, систематизация материаловМарт 2023 годапедагоги -инноваторыМатериалы промежуточного отчета
Разработка календарного плана внедрения инновационного проекта на 2023/2024 учебный годМарт 2023 годаКулинич Т.Л., заместитель  директора по ВР,Календарный план работы
Диагностика ключевых компетенций педагоговОктябрь 2022 года, апрель 2023 годаБусько А.Н., педагог- психологПротокол результатов
Проведение анкетирования  «Национальная идентичность педагога»Март 2023 годаБусько А.Н., педагог- психологПротокол результатов
Диагностика ключевых компетенций учащихсяОктябрь 2022 года, апрель 2023 годаБусько А.Н., педагог- психологПротокол результатов
Подготовка и написание справки «О промежуточных результатах реализации инновационного проекта в 2022/2023 учебном году»Апрель 2023 годаКулинич Т.Л., заместитель директора по ВРСправка о промежуточных результатах инновационного проекта

Обоснование целесообразности осуществления инновационного проекта

Современное информационное общество предъявляет высокие  требования к личности в аспектах мобильности, адекватности реакций на ускорение темпов социально-экономического и научно-технического развития. В условиях глобализации ослабевают  связи индивида с национальной общностью. С одной стороны сложившаяся ситуация стимулирует процесс социальной трансформации, с другой – изменяет механизмы идентификации личности в современных условиях социализации.

В последнее десятилетие всё чаще предметом социально-гуманитарного анализа становится идентичность и идентификационные механизмы, под которыми понимается отождествление индивидом себя с определенной номинальной или реальной группой или общностью.

На этапе становления и развития личности идентичность имеет особое значение, т.к. формирует чувство защищенности, обеспечивает преемственность в аспекте культурно-исторической памяти, сохранения традиций, осознания ценностных ориентиров развития и общности с определенной социальной группой. Это актуализирует дополнительную плоскость исследования идентичности – педагогическую, потому что возникает необходимость в управлении педагогами процессом формирования идентичности подрастающего поколения.

Понятие «идентичность» в научной литературе  трактуется как многоаспектное. К примеру, в педагогике  оперируют такими понятиями  как «гражданская идентичность», «этническая идентичность», «гендерная идентичность», «профессиональная идентичность» и т.д. Одним из приоритетов развития белорусского общества становится национальная идентичность, поэтому проблема ее формирования находится в эпицентре образовательного процесса на всех его уровнях.

Необходимость детального рассмотрения проблемы на современном этапе требует конкретизации и одновременного обозначения содержания понятия «национальная идентичность», выделения компонентов готовности педагогических работников к формированию национальной идентичности учащихся на основании компетентностного подхода.

Многообразие подходов к определению понятия «национальная идентичность» затрудняет выявление его педагогического содержания. В нашем проекте мы руководствуемся теми, которые представляют национальную идентичность как соотнесенность личности с социальной надэтнической общностью – нацией[1]. Нация объединяет «…этнокультурно- и социально разнородные группы общества на основе общенациональной культуры в системе ее ценностей, норм и гражданских целей, обеспечивающих готовность действовать на благо своего государства»[2].

Педагогическая  основа  для формирования национальной идентичности учащихся – это управляемые социокультурные условия, в которых происходит развитие личности. Особая роль  в этом принадлежит педагогам, поскольку ребенок изначально не обладает системой оценки самого себя, не до конца способен к самоидентификационным процессам. При взаимодействии со значимыми взрослыми сначала происходит усвоение предлагаемых идентификационных критериев для самоидентификации, а затем осуществляется выработка собственных критериев и представлений.  Только в процессе образования возможно обеспечить психолого-педагогическое сопровождение процесса усвоения ребенком значимых для нации антропообразцов и антропообразов. Поэтому значимость личности педагога как референтного взрослого требует сформированности у него когнитивной, эмоционально-ценностной и деятельностной составляющих национальной идентичности.

Представленность в структуре личности педагога всех составляющих национальной идентичности еще не гарантирует развитие компетентности управлять идентификационными процессами учащихся. Важны соотнесенность этих составляющих в профессиональной деятельности, ориентация педагога на определенный тип взаимодействия с учащимися в процессе воспитания и обучения. Для решения задач образования важна развитость деятельностного компонента в структуре развития компетентности педагогов в формировании национальной идентичности учащихся.

 По окончании студентом педагогического вуза проблема развития компетентности  педагогов в формировании национальной идентичности учащихся переходит в разряд самостоятельного профессионального образования, реализуется в работе педагога через использование в образовательном процессе разнообразных воспитательных технологий, что не всегда подкреплено системой выраженных профессиональных и личностных качеств в структуре личности самого педагога.

Несмотря на это, педагог должен оперативно реагировать на меняющуюся социокультурную ситуацию и учитывать в работе с учащимися актуальные особенности:

— включенность в мировое образовательное пространство, размывание крупных этнокультурных образований актуализирует проблему кризиса идентичности;

— масштабы современной идентификационной динамики создают угрозу для целостной позиции индивида, стимулируют стремление к узкогрупповой идентификации. Множественность идентичности, свойственная современной личности, приводит к осознанию угрозы разрушения внешних и внутренних границ, порождает  сопротивление в ходе разрушения единства «своей культуры»;

— расширение возможностей для осознания поликультурности общества, наличие  в этом процессе разнообразных идентификационных моделей, изменение идентификационных параметров в осмыслении современной культуры приводят к расширению границ идентичности от устойчивого представления  о своем «Я» до постоянного процесса идентификации.

С 2019 года по 2022 год государственное учреждение образования «Средняя школа №1 г.п. Кореличи» участвовало в экспериментальном проекте «Апробация модели развития готовности педагогов к формированию национальной идентичности учащихся в межкультурной образовательной среде». В ходе реализация эксперимента у 93% педагогов выявлен  оптимальный (высокий) уровень готовности к формированию национальной идентичности учащихся. Однако развитие компетентности педагогов в формировании национальной идентичности учащихся требует совершенства. Реализация  инновационного проекта позволит грамотно структурировать методическую работу учреждения образования по развитию компетентности педагогов в формировании национальной идентичности учащихся.  Проект предусматривает дальнейшее использование совокупного потенциала взаимодействия в системе «институт развития образования – учреждение образования – педагог».

Основная идея инновационного проекта

Основная идея инновационного проекта, определяющая его новизну

Основная идея инновационного проекта заключается в том, что взаимодействие института развития образования, учреждения образования и самого педагога позволит реализовать организационно-методические условия и внедрить научно-методическое обеспечение процесса развития компетентности педагогов в формировании национальной идентичности учащихся в межкультурной образовательной среде учреждения образования.

Под национальной идентичностью педагога в проекте понимается осознание, восприятие и оценку им собственной принадлежности к белорусской нации, базирующиеся на результатах личностного и профессионального самоопределения. Это проявляется в установках и отношениях, обеспечивающих компетентность в формировании национальной идентичности учащихся в межкультурной образовательной среде. Готовность педагога к реализации данного направления профессиональной деятельности является, в нашем понимании, компонентом его национальной идентичности. Это обусловлено тем, что национальная идентичность педагога проявляется им в профессиональной деятельности и выступает педагогической основой  для формирования национальной идентичности учащихся.

При разработке проекта опора сделана на гипотетическое предположение, что развитие компетентности педагогов в формировании национальной идентичности учащихся обусловлена, прежде всего, высоким уровнем сформированности позитивной национальной идентичности самого педагога. Содержательное наполнение компонентов национальной идентичности учтено нами при отборе и структурировании содержательного и технологического компонентов модели.

Динамичность идентификационных процессов в современном социуме не позволяет придать процессу развития компетентности педагогов в формировании национальной идентичности учащихся завершенности, а требует усиления самообразовательной составляющей при взаимодействии в системе «институт развития образования – учреждение образования – педагог».

Цель инновационного проекта – развитие компетентности педагогов в формировании национальной идентичности учащихся в межкультурной образовательной  среде  при взаимодействии в системе «институт развития образования – учреждение образования – педагог»

Задачи инновационного проекта:

1. Организовать взаимодействие в системе «институт развития образования – учреждение образования – педагог» по развитию  компетентности педагогов в формировании национальной идентичности учащихся в межкультурной образовательной среде

2. Реализовать организационно-методические условия развития  компетентности педагогов к формированию национальной идентичности учащихся в межкультурной образовательной среде

3. Внедрить научно-методическое обеспечение взаимодействия в системе «институт развития образования – учреждение образования – педагог» по развитию  компетентности педагогов к формированию национальной идентичности учащихся в межкультурной образовательной среде

4. Оптимизировать методическую работу педагогического коллектива в соответствии с системой «институт развития образования – учреждение образования — педагог»

5. Интенсифицировать работу ресурсного центра системы образования  Кореличского района «Внедрение модели устно- исторических исследований родного края как средства формирования социально- гражданских компетенций учащихся».

6. Оценить эффективность модели развития компетентности педагогов в формировании национальной идентичности учащихся в межкультурной образовательной среде на основе выделенных критериев.

Описание научных теорий и разработок, на основе которых создан инновационный проект

Методологическую основу инновационного проекта составили:

– системный и межпредметный подход к исследованию социокультурных и педагогических феноменов (В.Г.Афанасьев, И.В.Блауберг, Э.Г.Юдин, В.И.Загвязинский, А.В.Мудрик, Л.И.Новикова, А.Д.Урсул, Г.П.Щедровицкий, Н.Л.Селиванова);

– личностно-деятельностный подход, рассматривающий личность как субъект и как продукт деятельности (Б.Г.Ананьев, В.В.Давыдов, Н.В.Мясищев, А.В.Петровский).

Теоретическую основу инновационного проекта составили:

– психологические теории личностного самоопределения, где идентичность рассматривается как результат самоопределения личности (К.А.Абульханова-Славская, Л.И.Божович, С.Л.Рубинштейн, В.Ф.Сафин и другие);

– идентичность как характеристика сознания, обусловливающая  ориентацию на поступки определенной направленности и интенсивности в проявлении социальной активности, в становлении готовности к принятию и выполнению людьми социальных ролей и гражданских обязанностей, социальных функций (Г.М.Андреева, П.Альтер, Д.К.Ахмедьянова, Т.М.Буякас, Г.И.Иванчын, Е.П.Матузкова, Н.Л.Смакотина, М. В.Шакурова, Н.А.Хвыля-Олиентер, М.С.Фабрикант и другие);

– теории непрерывного образования, в рамках которых образование рассматривается в контексте всей жизни человека (А.А.Вербицкий, С.Г.Вершловский, Г.П.Зинченко, А.Г.Кузнецова, В.Г.Онушкин, В.П.Тарантей и другие);

– современные концепции готовности к профессиональной деятельности (Б.Г.Ананьев, А.Г.Асмолов, М.М.Дьяченко, А.А.Кандыбович Б.Д.Парыгин, К.К.Платонов, Д.Н.Узнадзе, И.И.Цыркун и другие);

– концепция профессионального развития педагога, отражающая совокупность идей об обусловленности его профессиональной компетентности и самореализации в профессии (Н.В.Кузьмина,  Ю.Н.Кулюткин, А.К.Маркова, С.А.Сергейко и другие);

– компетентностный подход в формировании готовности педагога к профессиональной деятельности, при повышении квалификации педагогических кадров (И.А.Зимняя, А.В.Макаров, Н.А.Шайденко, В.А.Сластенин, В.П.Тарантей, А.В.Хуторской и другие);

– теории разработки основ самообразовательной деятельности педагога в системе дополнительного образования взрослых (В.Н.Белкин, С.Г.Вершловский, И.А.Колесников, Л.М.Митина, Н.С.Михайлова, В.А.Сластенин и другие), идея построения индивидуальной образовательной траектории (И.С.Якиманская, А.В.Торхова и другие);

– общие вопросы реализации культурологического подхода в образовательном процессе, его системообразующая роль обсуждаются в работах В.И. Андреева, Ю.А. Бельчикова, Е.В. Бондаревской, А.А. Кирсанова, А.Н. Ростовцева, В.А. Сластенина, Н.Е. Щурковой и другие;

– межкультурное образование как теория культурного плюрализма и признания наличия особых групповых культур, их взаимодействия (Е.Никиторович, М.Собецки, В.П.Тарантей и другие);

– теории регионализации образования, отражающие формы использования региональных условий в педагогических системах (А.К. Костин, Е. Никиторович, Т.В.Сафонова, В.П.Тарантей и другие);

– индивидуально-типологический подход как система педагогических действий, учитывающих индивидуальные, типологические особенности обучающихся и позволяющая управлять типологическими группами (В.П.Тарантей);

– трехмерная модель доверия, где доверие рассматривается как специфический вид отношения, значимое переживание, проявляющееся в соотношении ценностных отношений педагога к себе и к миру (А.Б.Купрейченко, Т.П.Скрипкина, Л.М.Тарантей и другие).

Подтверждение педагогической эффективности и социально-экономической значимости результатов фундаментальных и прикладных научных исследований, апробированных в ходе экспериментальной деятельности.

Апробация модели развития компетентности педагогов в формировании национальной идентичности учащихся проходила в соответствии с приказами Министра образования Республики Беларусь от 30.07.2019 № 617, 24.07.2020 № 565, 11.08.2021 № 589 на базе 17 учреждений образования Гродненской области.

В процессе реализации программы эксперимента по апробации модели развития готовности педагогов к формированию национальной идентичности учащихся в межкультурной образовательной среде получены результаты, которые будут использованы в инновационном проекте:

— выделены и апробированы организационно-методические условия развития готовности педагогов к формированию национальной идентичности учащихся в межкультурной образовательной среде;

— апробировано научно-методическое обеспечение взаимодействия в системе «институт развития образования – учреждение образования – педагог» по развитию готовности педагогов к формированию национальной идентичности учащихся в межкультурной образовательной среде (программное и научно-методическое обеспечение постоянно действующего семинара (вебинара) «Грани идентичности», программа самообразовательной деятельности педагогов на основе технологии самоменеджмента, определены направления и примерная тематика самообразовательной деятельности педагогов по теме проекта; создан сайт проекта);

— осуществлена оценка эффективности модели развития готовности педагогов к формированию национальной идентичности учащихся в межкультурной образовательной среде (разработан и апробирован в экспериментальной работе комплекс диагностических методик по выявлению сформированности компетентности педагогов в формировании национальной идентичности учащихся, определены критерии и показатели). 

В процессе работы над экспериментальным проектом возникла объективная необходимость в конкретизации темы проекта и изменении базового понятия с «готовность педагога» на «компетентность педагога». Проект изначально был ориентирован на развитие компетентности педагога в структуре его готовности.  В диагностический инструментарий проекта диагностика компетенций входила изначально. Автор проекта Л.М.Тарантей пришла к заключению, что корректировка темы позволит сделать цель проекта диагностичной, снимет проблемы осознанием педагогами соотнесения понятий «готовность» и «компетентность», усилит результативность организационно-методической работы по теме проекта.

Описание структуры и содержания инновационной модели

Моделирование предполагает конструирование новой реальности (модели), обеспечивающей возможность представить, выяснить соотношение различных сторон объекта, доказать эффективность в инновационной работе, прогнозировать его дальнейшее развитие. Созданная нами организационно-педагогическая модель развития компетентности педагогов в формировании национальной идентичности учащихся позволит воссоздать в схематической форме данный процесс и доказать его эффективность. Разработанная модель нормативно-прогностична по своей природе, раскрывает существующие взаимосвязи и  отношения между элементами в системе взаимодействия «институт развития образования – учреждение образования – педагог». Структурными компонентами модели в исследовании выступают целевой, концептуальный, технологический, содержательный, результативный блоки.

Целевой блок представлен целью и задачами, которые планируется решить в процессе внедрения модели. Цель определена как развитие компетентности педагогов в формировании национальной идентичности учащихся в межкультурной образовательной среде при взаимодействии в системе «институт развития образования – учреждение образования – педагог». Для достижения цели в процессе реализации модели необходимо решить следующие задачи:

1) развитие системы ценностных ориентаций педагога в контексте правового сознания, гуманности, толерантности, реализации гражданских прав и обязанностей, причастности к белорусской нации;

2) расширение представлений о сущности таких понятий, как «идентичность», «нация», «национальная идентичность», «национальное самосознание», «этническая идентичность», «культурная идентичность», «межкультурное образование»;

3) уяснение потенциала культурно-исторического наследия белорусского народа в формировании национальной идентичности, а также выработка компетенций в формировании идентичности с учетом возрастных особенностей учащихся;

4) усвоение методологических и методических основ процесса  формирования национальной идентичности учащихся с опорой на: возможности  межкультурного образовательного пространства с учетом его региональной специфики;  сочетание учебной и внеучебной видов деятельности, актуализацию социально значимых видов деятельности; референтные предпочтения учащихся; индивидуальный социокультурный опыт учащихся; систему отношений в триаде «родители-ребенок-педагог».

Концептуальный блок составляют теоретико-методологические подходы, которые положены в основу экспериментального проекта и апробируемой модели:

– личностно-деятельностный подход;

– культурологический подход;

– компетентностный подход;

– индивидуально-типологический подход;

– психологические теории личностного самоопределения;

– концепции готовности к профессиональной деятельности;

– теории непрерывного образования;

– межкультурное образование, теории регионализации образования;

– идея построения индивидуальной образовательной траектории;

– трехмерная модель доверия.

Технологический блок раскрывают организационно-педагогические условия и компоненты системной работы в рамках непрерывного педагогического образования при ведущей роли института развития образования.

Совокупность организационно-педагогических условий, реализуемых в процессе непрерывного педагогического образования для развития компетентности педагогов в формировании национальной идентичности учащихся:

– мотивированная субъектная позиция педагога в управляемой самообразовательной деятельности;

– создание единого образовательного пространства в системе взаимодействия «институт развития образования – учреждение образования – педагог», ориентированного на развитие национальной идентичности педагогов и обеспечивающего самореализацию в профессиональной деятельности;

– управление процессом разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий педагогов в аспекте развития компетентности педагогов в формировании национальной идентичности с учетом индивидуально-типологических особенностей;

– межкультурная направленность повышения квалификации, самообразовательной и практической профессиональной деятельности с усилением региональной составляющей непрерывного педагогического образования.

Системная работа в рамках непрерывного педагогического образования при ведущей роли института представлена как совокупность компонентов: когнитивно-целевого, инновационно-содержательного, организационно-структурного, критериально-диагностического.

Когнитивно-целевой компонент определяет смысловую сторону процесса развития национальной идентичности педагогов и их компетентность к формированию национальной идентичности учащихся, охватывает всю иерархию целей и задач в системе непрерывного педагогического образования. Определение ключевой цели в направлении развития профессиональной компетентности педагогов в формировании национальной идентичности учащихся в межкультурной образовательной среде учреждения образования. На уровне  института развития образования это позволило разработать авторскую учебную программу «Формирование национальной идентичности учащихся в межкультурной образовательной среде учреждения образования» для педагогических работников. Данная учебная программа может быть реализована в форме семинара (вебинара). Результатом ее реализации станет развитие социально-личностных (СЛК) и профессиональных педагогических (ППК) компетенций с последующей ориентацией на разработку индивидуальной образовательной траектории педагогических работников. 

Инновационно-содержательный компонент предусматривает поливариативность сопровождения самообразовательной деятельности педагогов в  системе непрерывного педагогического образования, а также обновление тематики и содержания организационно-методической работы путем интеграции обновленного знания в области развития национальной идентичности и  развития компетентности педагогов в формировании национальной идентичности учащихся. В основу обновления организационно-методической работы с педагогами по сопровождению их самообразовательной деятельности заложена стратегия диалога, культурного обмена и взаимообогащения, расширения воспитательных возможностей регионального компонента, использования межпоколенного потенциала в межкультурном образовательном процессе. 

Организационно-структурный компонент включает организацию единой межкультурной образовательной среды в ходе взаимодействия всех структурных подразделений института и учреждения образования.

Разработанная организационно-педагогическая модель базируется на механизмах развития национальной идентичности педагога и его компетентности в профессиональной деятельности в данном направлении:

‒ актуализация ценностных ориентаций личности педагога;      

‒ культурная и национальная  самоидентификация личности педагога;

‒ ценностное самоопределение педагога в аспекте социокультурной межпоколенной трансляции в межкультурном образовательном процессе учреждения образования;

‒ взаимодействие с субъектами образовательного процесса и самореализация в профессиональной деятельности по формированию национальной идентичности учащихся на основе национальных и межкультурных ценностей.

Критериально-диагностический компонент представлен как  совокупность критериев и показателей сформированости национальной идентичности педагогов, их компетентности в формировании национальной идентичности учащихся, а также диагностическим инструментарием.

Содержательный блок представлен в организационно-педагогической модели на трех уровнях: института развития образования, учреждения образования и педагога.

На уровне института развития образования создаются условия для самоактуализации и мотивации развития компетентности педагогов в формировании национальной идентичности учащихся посредством разработки и реализации научно-методического и организационно-педагогического обеспечения данного процесса. 

Научно-методическое обеспечение включает:

концептуальные основы процесса развития компетентности педагогов в формировании национальной идентичности учащихся в системе непрерывного педагогического образования;

комплекс диагностических методик для изучения компетентности педагогов в формировании национальной идентичности учащихся и системы ценностных ориентаций учащихся;

учебно-программная документация и содержательно-методическое наполнение авторского семинара (вебинара), иных мероприятий межкурсового периода по развитию компетентности педагогов в формировании национальной идентичности учащихся, стимулированию самообразовательной деятельности педагогов, их психолого-педагогической поддержке на всех этапах инновационного проекта и самореализации в профессиональной деятельности;

методы развития компетентности педагогов в формировании национальной идентичности учащихся (когнитивные, креативные, организации и коррекции деятельности, актуализации позитивного педагогического опыта).


СПРАВКА о результатах реализации инновационного проекта «Внедрение модели развития компетентности педагогов в формировании национальной идентичности учащихся» за 2022/2023 учебный год


СПРАВКА о результатах (промежуточных) реализации инновационного проекта «Внедрение  модели   устно-исторических  исследований  родного края как средства формирования социально-гражданских компетенций учащихся» за 2015/2016 учебный год


СПРАВКА о результатах (промежуточных) реализации инновационного проекта «Внедрение  модели   устно-исторических  исследований  родного края как средства формирования социально-гражданских компетенций учащихся» за 2016/2017 учебный год


СПРАВКА о результатах (промежуточных) реализации инновационного проекта «Внедрение  модели   устно-исторических  исследований  родного края как средства формирования социально-гражданских компетенций учащихся» за 2017/2018 учебный год