Экспериментальная деятельность

Отчёт о работе за 2019/2020 учебный год

Отчёт о работе за 2020/2021 учебный год

Цель эксперимента – апробировать модель развития готовности педагогов к формированию национальной идентичности учащихся в межкультурной образовательной среде при взаимодействии в системе «институт развития образования – учреждение образования – педагог»

Задачи эксперимента

1. Организовать взаимодействие в системе «институт развития образования – учреждение образования – педагог» по развитию готовности педагогов к формированию национальной идентичности учащихся в межкультурной образовательной среде

2. Реализовать организационно-методические условия развития готовности педагогов к формированию национальной идентичности учащихся в межкультурной образовательной среде

3. Апробировать научно-методическое обеспечение взаимодействия в системе «институт развития образования – учреждение образования – педагог» по развитию готовности педагогов к формированию национальной идентичности учащихся в межкультурной образовательной среде

4. Оценить эффективность модели развития готовности педагогов

Основная идея экспериментального проекта

Основная идея экспериментального проекта, определяющая его новизну, заключается в том, что взаимодействие института развития образования, учреждения образования и самого педагога позволит реализовать организационно-методические условия и апробировать научно-методическое обеспечение процесса развития готовности педагогов к формированию национальной идентичности учащихся в межкультурной образовательной среде учреждения образования.

Под национальной идентичностью педагога в нашем эксперименте будем понимать осознание, восприятие и оценку им собственной принадлежности к белорусской нации, базирующиеся на результатах личностного и профессионального самоопределения. Это проявляется в установках и отношениях, обеспечивающих компетентность в формировании национальной идентичности учащихся в межкультурной образовательной среде. Готовность педагога к реализации данного направления профессиональной деятельности является, в нашем понимании, компонентом его национальной идентичности. Это обусловлено тем, что национальная идентичность педагога проявляется им в профессиональной деятельности и выступает педагогической основой  для формирования национальной идентичности учащихся.

При разработке проекта опора сделана на гипотетическое предположение, что готовность педагогов к развитию национальной идентичности учащихся обусловлена прежде всего высоким уровнем сформированности позитивной национальной идентичности самого педагога. Содержательное наполнение компонентов национальной идентичности учтено нами при отборе и структурировании содержательного и технологического компонентов модели.

Динамичность идентификационных процессов в современном социуме не позволяет придать процессу развития готовности педагогов к формированию национальной идентичности учащихся завершенности, а требует усиления самообразовательной составляющей при взаимодействии в системе «институт развития образования – учреждение образования – педагог».

Календарный план по реализации экспериментального проекта на 2021/2022 учебный год

№ п/пСодержание работыСроки проведения мероприятийОтветственные за проведение мероприятийПредполагаемый результат
I. Организационно-методическая работа. Информационно-аналитическая деятельность.
1.Участие в видеоконференции для учреждений  ̶ участников экспериментального проекта02.09.2021  годаТарантей Л.М., руководитель проекта, Кулинич Т.Л., заместитель директора по ВРКонкретизация цели и задач экспериментального проекта
2.Разработка  календарного плана по реализации экспериментального проекта на 2021/2022 учебный годСентябрь 2021 годаКулинич Т.Л., заместитель директора по ВРКалендарный план на 2021/2022 учебный год  по реализации экспериментального проекта
3.Издание приказа об организации экспериментальной деятельностиСентябрь 2021 годаВербицкая Е.А., директор учреждения образованияПриказ об организации экспериментальной деятельности
4.Взаимодействие (сетевое взаимодействие) с  руководителем экспериментального проекта по вопросам: ведение документации; проведение диагностических срезов;  подготовка итоговой справки о результатах отчёта экспериментальной деятельности В течение учебного годаВербицкая Е.А., директор учреждения образованияКонсультация
5.Совещание с участниками экспериментального проекта по вопросам ведения педагогических дневниковСентябрь 2021 годаВербицкая Е.А., директор учреждения образованияОформление дневников
6.Повышение квалификации участников экспериментального проекта на курсах повышения квалификации, семинарахВ течение учебного годаКулинич Т.Л., заместитель директора по ВРОсвоение программ повышения квалификации участников экспериментального проекта
7.Оформление и пополнение информационного стенда и страницы «Экспериментальная деятельность»  на сайте учреждения образованияСентябрь 2021 года, в течение учебного годаКулинич Т.Л., заместитель директора по ВР, Кривицкая Л.И., модератор сайтаАктуализация информации о деятельности участников экспериментального проекта в 2021/2022 учебном году
8.Изучение научно- методической литературы и участие в содержательном наполнении банка материалов по изучению проблемы формирования национальной идентичностиВ течение учебного годаКулинич Т.Л., заместитель директора по ВРСодержательное наполнение банка материалов по изучению проблемы формирования национальной идентичности
9.Подготовка итоговой справки о результатах реализации экспериментального проекта  в учреждении образования в 2021/2022 учебном годуАпрель 2022 годаКулинич Т.Л., заместитель директора по ВРИтоговая справка  о результатах реализации экспериментального проекта
10.Совещание при директоре «О результативности экспериментальной деятельности в учреждении образования»Апрель 2022 годаКулинич Т.Л., заместитель директора по ВРОтчёты участников экспериментального проекта
                                           II. Работа с педагогами
Психологическая поддержка участников экспериментального проекта
11.Участие в тренинге «Эффективная самопрезентация» (разработка, предоставление материалов)15 сентября 2021 годаВербицкая Е.А., директор учреждения образования , Кулинич Т.Л., заместитель директора по ВРОзнакомление с материалом тренинга
12.Психологическое консультирование педагогов — участников экспериментального проектаВ течение учебного года, по запросуКулинич Т.Л., заместитель директора по ВР, Мазур Н.Н., педагог- психологМотивация педагогов – участников экспериментального проекта
Управление самообразовательной деятельностью участников  экспериментального проекта
13.Мониторинг работы по темам самообразовательной деятельности педагогов- участников экспериментального проектаДо 01.10.2021Вербицкая Е.А., директор, Кулинич Т.Л., заместитель директора по ВРМатериалы по темам самообразования участников экспериментального проекта
14.Участие в дистанционном семинаре-практикуме «Презентация результатов самообразовательной деятельности: технология самомаркетинга» 15 октября 2021 годаКулинич Т.Л., заместитель директора по ВРОзнакомление с материалами дистанционного семинара-практикума
Вебинар «Грани идентичности»
15.Участие в работе постоянно действующего семинара (вебинара)  «Грани идентичности педагога»Сентябрь, декабрь 2021 года, март, июнь 2022 годаТарантей Л.М., руководитель проекта, сотрудники ГУО «Гродненский областной институт развития образования», Кулинич Т.Л., заместитель директора по ВРИзучение материалов  семинара (вебинара)
16.Участие в деятельности виртуального  консультационного пункта для педагогов -участников «Платформа развития инициатив»март   2022 годаКулинич Т.Л., заместитель директора по ВР,Ознакомление с материалами виртуального  консультационного пункта для педагогов — участников «Платформа развития инициатив»
17.Открытая трибуна «Есть проблема? Обсудим!» (изучение запросов педагогов и обсуждение проблем по развитию готовности к формированию национальной идентичности учащихся)Сентябрь — май (понедельник каждого месяца) 2021/2022 учебного  годаКулинич Т.Л., заместитель директора по ВРВыявление проблем, возникших в ходе работы в экспериментальном проекте
18Диагностика сформированности компетентности педагогов в формировании национальной идентичности учащихсяОктябрь 2021 годаМазур Н.Н., педагог- психологАналитические материалы по результатам диагностики
Анализ результатов экспериментальной деятельности
19.Анализ результатов диагностики педагогов – участников экспериментального проекта03.01.2022– 31.01.2022Мазур Н.Н., педагог- психологАналитические материалы по результатам диагностики
20.Проведения диагностики сформированности национальной идентичности обучающихся 10-11 классовФевраль 2022Мазур Н.Н., педагог- психологРезультаты диагностики сформированности национальной идентичности обучающихся 10-11 классов
21.Сравнительный анализ сформированности национальной идентичности обучающихся 10-11 классовМарт 2022Мазур Н.Н., педагог- психологАналитические материалы по результатам диагностики
III. Работа с законными представителями обучающихся
22.Информирование законных представителей учащихся о ходе экспериментальной деятельностиСентябрь 2021 года, в  течение учебного годаКулинич Т.Л., заместитель директора по ВРРеклама работы на сайте учреждения образования
IV. Мониторинг качества осуществления экспериментальной деятельности
23.Оформление и предоставление руководителю экспериментального проекта итоговой справки о результатах реализации экспериментального проекта  в учреждении образованияАпрель 2022 годаКулинич Т.Л., заместитель директора по ВРИтоговая справка о результатах реализации экспериментального проекта
24Участие в он-лайн консультировании педагогов — участников экспериментального проекта по подготовке публикаций и портфолио самообразовательной деятельности01.04.2022-30.06.2022Кулинич Т.Л., заместитель директора по ВРПубликации участников экспериментального проекта, портфолио самообразовательной деятельности