КОНТАКТЫ

Профилактика насилия в отношении несовершеннолетних

План проведения мероприятий, направленных на выявление детей, подвергшихся насилию

№ п/пМероприятияСроки проведенияОтветственные
 Разработка плана мероприятий, направленных на выявление детей, подвергшихся насилиюДо 01.03.2025 годаЗаместитель директора по ВР, педагог- психолог
 Проведение классных  часов то теме «Семейные ценности» с участием  священника прихода храма Святых  апостолов  Петра и Павла  г.п. Кореличи   (5-7 классы)10.03 – 14.03.2025 годаЗаместитель директора по ВР, классные руководители
 Проведение бесед по темам: «Добро против насилия» (1-4 классы)  «Разговор на неудобную тему» (5-8 классы) «Не допускай насилия» (9-11 классы)Март  2025Классные руководители
 Проведение часов просвещения по темам: «Буллинг. Как остановить?» (3-6 классы); «Травля в социальных сетях» (7-11 классы)До 01.04.2025 годаКлассные руководители
 Организация заполнения классными руководителями карт наблюдения за обучающимисяМарт, 2025Педагог- психолог, классные руководители
 Организация работы «Почты доверия» для сообщения о случаях насилия01.03-01.04.2025, постоянноПедагог социальный
 Онлайн-информирование по средствам Вайбер законных представителей и несовершеннолетних о работе: — горячей телефонной линии 170; — телефонов республиканской «Детской телефонной линии» (8-801-100-1611); — Республиканского центра психологической помощи (+375173001006).В течение месячника – далее постоянноПедагог-психолог, классные руководители
 Распространение для педагогов памяток «Жестокое обращение с детьми. Как распознать», «Профилактика насилия в школе»В течение месячника, далее – на протяжении учебного годаПедагог- психолог
 Разработка и распространение  памяток «Насилие в семье: ответственность и пути решения», «Стоп насилие» для родителей о недопущении жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетнихВ течение месячника, далее – на протяжении учебного годаПедагог- психолог
 Семинар для педагогов учреждения образования «О практической реализации новых подходов законодательства в вопросах предупреждения жестокого обращения и насилия по отношению к детям»10 марта 2025 годаПедагог- психолог, педагог социальный
 Родительские собрания в классах (один из вопросов):
-«Буллинг. Что это такое?» (1-4 классы) -«Как уберечь подростка от насилия»» (7-8 классы) «Насилие: формы, виды и последствия? (9-11 класса)
Март 2025 годаКлассные руководители
 Продолжить работу по мониторингу социальных сетей обучающихся с целью своевременного выявления фактов насилия в отношении несовершеннолетнихВ течение месячника, постоянноПедагог социальный, классные руководители
 Предоставить информацию об итогах  проведения  профилактических мероприятий в отдел образованияДо 15 апреля 2025 годаЗаместитель директора по ВР

Почему многие родители способны поднять руку на своего ребёнка?

НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ В ОТНОШЕНИИ ДЕТЕЙ: ВИДЫ, ПРИЗНАКИ И ПОСЛЕДСТВИЯ
Профилактика насилия в семье

Уважаемые родители!

«Ваши дети подобны нежным цветам в огромном саду. Им нужен утренний ветерок и весеннее солнце, а не изнуряющий зной и сильная буря. Нельзя оскорблять и ненавидеть своих детей, обижать их, нельзя использовать силу, унижать в присутствии друзей, преувеличивать их ошибки. Обращайтесь с детьми с величайшей добротой и любовью, и тогда их уважение к вам будет идти из глубины сердца, и они исполнят свой долг, предназначенный богом». Эти слова из книги Али Акбара Фурутана «Отцы, матери, дети». Эти слова как приглашение к разговору. Каждый должен подумать: комфортно ли в вашем доме ребёнку? Имеется в виду не только материнская сторона (здесь нет границ), но и морально, душевно.

Воспитание ребёнка — главная задача родителей. Все хотят, чтобы их дети выросли умными, добрыми и хорошими людьми, но не все готовы дать соответсвующее воспитание своему ребёнку. Воспитание очень трудоемкий процесс и требует от родителей много сил и терпения.

Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулок. При этом большинство родителей хорошо понимает, что такая тактика воспитания – это нарушение прав их детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка.

Положение ребенка в семьях с более низким уровнем культуры, в семьях, где ребенок становится обузой, а не радостью жизни, значительно хуже. Указанные выше способы воспитания, которые для первой группы семей являются скорей исключением, здесь становятся нормой.

Воспитание требует огромных человеческих ресурсов, которых, к сожалению, не всегда хватает в семьях с одним родителем. Особенно ситуация осложняется в семьях где один или оба родителя страдают от алкоголизма. В таких случаях целенаправленным воспитанием в семье не занимается никто и ребёнок часто начинает воспитываться улицей. Подобные случаи показывают, что проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье сегодня – это тот вопрос, который нужно не просто обсуждать, но и принимать меры по его решению.

Жестокое обращение с детьми в семье (то есть несовершеннолетними гражданами от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи ребенка), опекунами, приемными родителями.

Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.

  • Физическое насилие – это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.
  • Сексуальное насилие – это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.
  • Психическое (эмоциональное) насилие – это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

К психической форме насилия относятся:

— открытое неприятие и постоянная критика ребенка;

— угрозы в адрес ребенка в открытой форме;

— замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;

— преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми;

— ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний;

— однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.

  •  Пренебрежение нуждами ребенка – это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. К пренебрежению элементарными нуждами относятся:

— отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;

— отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.

Факторы риска, способствующие насилию и жестокому обращению с детьми.

— неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов или мачех;

— наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест лишения свободы;

— безработица, постоянные финансовые трудности;

— постоянные супружеские конфликты;

— статус беженцев, вынужденных переселенцев;

— низкий уровень культуры, образования;

— негативные семейные традиции;

— нежелательный ребенок;

— умственные или физические недостатки ребенка;

— «трудный» ребенок.

К сожалению, за последние годы число жертв насилия в семьях только увеличивается. Статистика показывает, что каждый год в нашей стране множество детей разного возраста становятся жертвами насильственных преступлений. Каждый год есть случаи, где  дети избиваются родителями,  несовершеннолетние становятся инвалидами в результате совершения против них преступлений.  Дети уходят из дома, спасаясь от родителей.

Многие родители, которые применяют насилие в отношении своих детей. даже не догадываются о таких фактах:

  • физические наказания притупляют все лучшие качества в детях, способствуют развитию в них лжи и лицемерия, трусости и жестокости, возбуждают злобу и ненависть к старшим;
  • дети, подвергавшиеся избиениям, с большей вероятностью могут сами стать способным на убийство или другие преступления;
  • когда такие дети становятся взрослыми, появляется высокая вероятность того¸ что они станут притеснять своих собственных детей и родителей;
  • жесткое обращение с детьми формирует людей малообразованных, социально дезадаптированных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями.

    Помните, насилие — порождает насилие!

Ребёнок, выращенный в грубости и жестокости будет  вести себя аналогичным способом и со своими детьми. Если ваш ребёнок капризничает или плохо себя ведёт, не спешите его наказывать. Помните, наказание можно заменить:

— Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.

— Объяснением. Кратко объясните ребёнку, почему его поведение неправильно, но только не вступайте с ним в спор.

— Неторопливостью. Не торопитесь наказывать ребёнка, дождитесь, пока проступок повторится.

— Наградами. Издавна известно, что награды действуют более эффективно, чем наказания.

— Похвалой. Хвалите вашего ребёнка за хорошее поведение. Всем приятно, когда их хвалят, и каждый хочет сделать так, чтобы его похвалили снова.

Также в заключении хочется привести разработанные психологами 4 заповеди мудрого родителя:

  1. Не пытайтесь сделать из ребёнка самого-самого. Так не бывает, чтобы человек всё хорошо знал и умел, но наверняка найдётся дело, с которым он справляется лучше других. Похвалите его за то, что он знает, и никогда не ругайте за то, что умеют другие.
  2. Не сравнивайте вслух ребёнка с другими детьми. Воспринимайте рассказ об успехах других детей просто как информацию.
  3. Перестаньте шантажировать. Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты…», «Я тебя растила, а ты…»
  4. Избегайте свидетелей. Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребёнок нагрубил старику, устроил истерику в магазине), нужно твердо увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните, почему так делать нельзя.

Помните, то ребёнок это зеркальное отражение своих родителей и того воспитания, какое они ему дали и если вдруг это отражение вас не устраивает, то не стоит пенять на зеркало.

Уважаемые родители! Разумно любите своих детей, создавайте комфортные условия для них.




Региональная карта помощи пострадавшим от сексуального насилия или эксплуатации

Кореличского района

НаименованиеМесто расположенияГрафик работыНомер телефона
Обеспечение защиты
Отдел внутренних дел Кореличского райисполкомаг.п.Кореличи,  ул. Артюха д.20круглосуточно21442
Кореличский районный отдел Следственного комитетаг.п.Кореличи,  ул. Гагарина, 4Понедельник – пятница   с 9.00 до 18.0072842
Медицинская помощь
УЗ «Кореличская ЦРБ»г.п.Кореличи,  ул. 8 Марта, 62круглосуточно70730
Предоставление временных мест пребывания
ГУО «Социально-педагогический центр Кореличского района»аг. Полужье, ул. Молодежная, д.1круглосуточно76880
«Кризисная комната»г.п.Кореличи,  ул. 8 Марта, 7круглосуточно72757, 71198
Психологическая, психиатрическая, психотерапевтическая помощь
ГУО «Социально-педагогический центр Кореличского района»аг. Полужье, ул. Молодежная, д.1круглосуточно76880
УЗ «Кореличская ЦРБ»г.п.Кореличи,  ул. 8 Марта, 62круглосуточно70730
Психологическая помощь
ГУО «Социально-педагогический центр Кореличского района»аг. Полужье, ул. Молодежная, д.1круглосуточно76880
Психологическая помощь семье несовершеннолетнего
ГУО «Социально-педагогический центр Кореличского района»аг. Полужье, ул. Молодежная, д.1круглосуточно76880
УЗ «Кореличская ЦРБ»г.п.Кореличи,  ул. 8 Марта, 62круглосуточно70730      
Содействие в трудоустройстве
Управление по труду, занятости и социальной защите Кореличского районного исполнительного комитетаг.п.Кореличи,  пл. 17 Сентября, д.9Режим работы управления: с 8.00 до 13.00, с 14.00 до 17.00 В субботу организовано дежурство с 9.00 до 13.0021157, 20832
Правовая и социальная помощь пострадавшему и его законным представителям
ГУО «Социально-педагогический центр Кореличского района»аг. Полужье, ул. Молодежная, д.1круглосуточно76880
Управление по труду, занятости и социальной защите Кореличского районного исполнительного комитетаг.п.Кореличи,  пл. 17 Сентября, д.9Режим работы управления: с 8.00 до 13.00, с 14.00 до 17.00 В субботу организовано дежурство с 9.00 до 13.0021157, 20832
Иная помощь
Центр дружественный подросткам и молодежи «Позитив» ГУЗ «Детская центральная городская поликлиника г. Гродно»г. Гродно, ул. Доватора, 23круглосуточно«Телефон доверия» психолога 8(0152) 55 88 06
Служба экстренной психологической помощиг. Гроднокруглосуточно170 – ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ
Информационный ресурс  SKYPE: HELP170   E-MAIL: HELP170@MAIL.RU   НАШ ГОРОДСКОЙ НОМЕР: 170

Информация для родителей

по профилактике сексуального насилия

Гораздо легче предотвратить сексуальное насилие в отношении ребёнка, чем испытывать глубочайшее чувство вины за то, что не уберегли его.

Родители должны знать, что:

  1. Жертвами насилия могут быть как девочки, так и мальчики.
  2. Насилие может совершаться в отношении детей всех возрастов, включая и детей до 1 года.
  3. В 85–98% случаев дети знакомы с насильником. И не просто знакомы, а часто испытывают к нему чувство любви и доверия.
  4. Чаще всего насилие происходит в доме жертвы, либо в доме насильника.
  5. Насильником может быть человек любого возраста, любого социального положения.
  6. Сексуальное насилие ничего общего не имеет со страстью, это проблема власти.

Рекомендации родителям:

1. Запомните правило «три К», всегда знайте: Куда пошел ваш ребенок; Кто пошел с ним и Когда он должен вернуться.

2. Всегда отмечайте взрослых, которые уделяют слишком много внимания вашему ребёнку и дарят ему дорогие подарки, покупают сладости, ищут возможности остаться наедине с вашим ребёнком и т. д.

3. Ребёнок должен знать с детства, кто его может трогать, а кто нет, и какие части тела считаются интимными. А также, что интимные части тела никто (кроме самого ребёнка, врача и мамы) не может трогать. Для того чтобы ребёнок понял, о чем идет речь, используйте выражения типа: «у тебя под одеждой», «у тебя под трусиками». Можно также добавить: «если кто-нибудь захочет потрогать тебя здесь, скажи мне». Пусть ребёнок выучит правила сексуального поведения, приведенные ниже.

4. Объясните детям разницу между «плохим» и «хорошим» секретом. Например, скажите, что хранить в секрете сюрприз на день рождения — это хорошо, но не рассказать взрослым, если кто-то доставляет тебе неприятные ощущения или обижает тебя — это плохо.

5. Научите детей доверять интуиции и говорить «нет» в ситуациях, когда они чувствуют себя с кем-то некомфортно. Воспитывать строгие правила поведения.

6. Не оставляйте маленьких детей одних на площадках, в магазине, в парке без наблюдения близких взрослых.

7. Объясните детям, что они не должны подходить к незнакомым машинам и к незнакомым людям. Используйте «Рассказы для маленьких», чтобы научить их чувствовать опасность. Дети также не должны уходить даже со знакомыми людьми прежде, чем спросят вашего разрешения.

8. Научите подростков выбирать самый безопасный (а не самый близкий) путь возвращения вечером домой. Также вы должны знать, с кем они пойдут или кто их будет встречать.

9. Сказать, что хотя дети и должны уважать взрослых, не следует подчиняться каждому из-за того, что он старше.

10. Слушая ребёнка, применяйте «активное слушание». Ребёнок должен знать, что если его что-либо беспокоит, вы всегда выслушаете и поможете.«Я вижу как тебе плохо, разреши мне тебе помочь».

11. Убедите ребёнка, что призыв о помощи – не свидетельство трусости, а необходимое средство защиты или даже спасения.

12. Соблюдайте правила сексуального поведения при детях.