Государственное учреждение образования "Средняя школа №1 г.п.Кореличи"
Отдел образования Кореличского районного исполнительного комитета
Общей целью учреждения является сохранение жизни, здоровья и работоспособности человека в процессе трудовой деятельности через поддержку концепции «нулевого травматизма».
Основные обязательства общества для достижения общей цели:
Охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия;
Условия труда – совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника;
Вредный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию;
Опасный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме;
Безопасные условия труда – условия труда, при которых воздействие на работающих вредных или опасных производственных факторов либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов;
Техника безопасности – система организационных и технических мероприятий и средств, предотвращающих воздействие на работающих опасных производственных факторов.
По данным Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь в Республике ежегодно травмируются на производстве более 1000 работников.
Основные причины травматизма – халатность, пренебрежение своей безопасностью и безопасностью окружающих, невыполнение своих непосредственных обязанностей.
Областное управление Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь напоминает, что наниматели и работающие обязаны строго соблюдать требования охраны труда, установленные законодательством Республики Беларусь.
За нарушение требований охраны труда работники привлекаются к дисциплинарной, материальной, гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности.
СОБЛЮДЕНИЕ НОРМ И ПРАВИЛ ОХРАНЫ ТРУДА – ОСНОВА ВАШЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ПРОИЗВОДСТВЕ!
Политика в области охраны труда
Главной целью Политики в области охраны труда в государственном учреждении образования «Средняя школа № 1 г.п.Кореличи» является обеспечение здоровых и безопасных условий труда работников путем сведения к минимуму причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, аварийных ситуаций на объектах.
Основными направлениями Политики являются:
Улучшение условий труда, повышение его безопасности – одна из важнейших задач государства. Безопасность учреждения образования – это условие сохранения жизни и здоровья обучающихся и работников, а также охрана материальных ценностей школы, предотвращение возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций. Обеспечение безопасных и здоровых условий труда и учебы в школе является приоритетной задачей в деятельности администрации и педагогического коллектива. Безопасность в школе включает все виды безопасности, в том числе: пожарную, электрическую, связанную с техническим состоянием среды обитания. Для государственного учреждения образования «Средняя школа №1 г.п.Кореличи» охрана труда является одним из важнейших направлений деятельности.
Правила внутреннего трудового распорядка
ПАМЯТКА общественному инспектору по охране труда учреждения образования
Список общественных инспекторов по охране труда в ГУО «Средняя школа №1 г.п.Кореличи» на 2024 год
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ по охране труда в коллективе ГУО «Средняя школа №1 г.п.Кореличи» на 2024 год
ГРАФИК проведения контроля за соблюдением работниками требований по охране труда
ПОЛОЖЕНИЕ об общественной комиссии по охране труда
ПОРЯДОК осуществления общественного контроля руководителями и представителями Федерации профсоюзов Беларуси, ее организационных структур, профессиональных союзов, входящих в ФПБ, и их организационных структур
Об утверждении Инструкции о порядке осуществления контроля за соблюдением работниками требований по охране труда в организации и структурных подразделениях
О содержании территории, зданий и сооружений в зимний период
28 апреля 2025 года
28 апреля во всем мире отмечается Всемирный день охраны труда.
Это знаковое событие в мире труда. В Беларуси, конечно, этот день также не проходит незамеченным. Традиционно, в эти дни в республике проходит целый ряд мероприятий, посвященных вопросам охраны труда. Это семинары, конференции, круглые столы. Мы вновь и вновь напоминаем о том, что обеспечение прав и гарантий работников в области охраны труда, создание условий для достойной трудовой деятельности, приносящей удовлетворение гражданину и пользу обществу – это один из важнейших приоритетов государственной политики.
В Республике Беларусь вопросам безопасности труда придается безусловное приоритетное значение. Право работника на безопасный труд – одна из важнейших гарантий в области труда, установленных Конституцией Республики Беларусь. Значение этого направления работы сложно переоценить. Меры по охране труда призваны спасти жизни и здоровье тысяч работников.
Отличительная черта политики в области охраны труда в Республике Беларусь – это активное влияние государства на процессы в сфере охраны труда через доступные ему механизмы и процедуры. Это, прежде всего, разработка и принятие законодательства, которое устанавливает обязательные требования и гарантии, определяет компетенцию в области охраны труда всех заинтересованных сторон.
На сегодняшний день в республике создана развитая законодательная база в области охраны труда, которая учитывает имеющийся положительный международный опыт и многолетнюю практику регулирования этих вопросов на национальном уровне.
Основным нормативным документом в области охраны труда является Закон Республики Беларусь «Об охране труда», который был принят в 2008 году. На основании данного Закона в Республике Беларусь создана целостная и взаимоувязанная система управления охраной труда, определяющей роль и задачи каждого из участников процесса обеспечения безопасных условий труда на всех уровнях: начиная от уровня республики и заканчивая конкретными организациями, должностными лицами и работниками. Она позволяет комплексно решать вопросы обеспечения безопасности на рабочих местах, создавая необходимые условия для реализации права работника на работу в безопасных условиях труда, а также на защиту своих прав и получение соответствующих компенсаций при наступлении несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.
В то же время современное развитие требует новых идей и новых концепций. Необходимо совершенствовать существующие подходы, переходить от традиционного реагирования на уже случившееся происшествие, сделав гораздо больший акцент на профилактику. В этой связи в последние годы в республике политика в области охраны труда направлена на внедрение новых форм и методов профилактической работы по предупреждению производственного травматизма.
Основными методами реализации органами государственного управления государственной политики в области охраны труда являются:
1) функционирование отраслевых и территориальных систем управления охраной труда (далее – СУОТ);
2) совершенствование СУОТ в подчиненных (расположенных на подведомственной территории) организациях, направленных на выявление и минимизацию профессиональных рисков травмирования работников;
3) рассмотрение на заседаниях коллегиальных органов:
вопросов охраны и условий труда, профилактики производственного травматизма, соблюдения требований Директивы Президента Республики Беларусь от 11 марта 2004 г. № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины»;
отчетов руководителей подчиненных (входящих в состав, расположенных на подведомственной территории) организаций по обеспечению охраны труда, трудовой и производственной дисциплины;
обстоятельств и причин несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями с разработкой мероприятий по решению проблем безопасности труда, характерных для отрасли;
4) анализ результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в подчиненных (расположенных на подведомственной территории) организациях;
5) проведение ежегодных отраслевых и территориальных смотров-конкурсов на лучшую организацию работы по охране труда с целью формирования у работников и руководителей культуры охраны труда;
6) организация и проведение Дней охраны труда и других аналогичных мероприятий в подчиненных (расположенных на подведомственной территории) организациях;
7) проведение семинаров и конференций по охране труда.
Эффективной формой работы по профилактике производственного травматизма стало проведение во всех регионах республики таких мероприятий, как «Недели нулевого травматизма». В течение 2024 года проведено 34 таких мероприятия на областном уровне, 404 – на районном (городском) и 168 мероприятий – на отраслевом уровне. В Чашникском районе Витебской области, Брагинском, Кормянском и Чечерском районах Гомельской области, а также в Белыничском районе Могилевской области не только в период проведения «Недель нулевого травматизма», но и в течение всего 2024 года не допущено случаев производственного травматизма.
Для оперативного оказания руководителям и специалистам организаций практической и методической помощи в обеспечении безопасности труда при организации и проведении работ в 2024 году продолжили свою работу 152 мобильные группы, созданных местными исполнительными и распорядительными органами. Ими проведено 14,2 тыс. обследований (таблица 1), в ходе которых нанимателям рекомендовано устранить более 142 тыс. недостатков в обеспечении безопасности работающих.
Таблица 1
Сведения о деятельности мобильных групп в 2024 году
Проводится работа по укомплектованию организаций квалифицированными специалистами по охране труда. По направлениям организаций с учетом рекомендаций комитетов по труду, занятости и социальной защите облисполкомов и Минского горисполкома в 15 учреждениях образования, осуществляющих переподготовку специалистов по охране труда, в 2024 году завершили обучение 182 человека, продолжают обучение – 348 человек. Всего с 2004 года переподготовку прошли 3,2 тысяч специалистов организаций.
Органами государственного управления с участием государственных инспекторов Департамента государственной инспекции труда организована проверка знаний у более 50 тыс. руководителей, должностных лиц и членов комиссий для проверки знаний работников организаций по вопросам охраны труда. Более 38,9 тысяч прошли повышение квалификации по вопросам охраны труда.
В рамках работы по пропаганде безопасных условий труда в регионах проводились семинары и конференции по вопросам практического применения законодательства об охране труда, в том числе проведена белорусско-российская конференция по вопросам охраны труда, на которой обсуждены вопросы унификации законодательства об охране труда в рамках Союзного государства, пути совершенствования механизмов профилактики производственного травматизма.
В целях популяризации вопросов охраны труда, активизации и повышения эффективности осуществления информационного обеспечения деятельности по охране труда на подведомственной территории Министерством труда и социальной защиты 11 декабря 2024 г. проведены итоги республиканского смотра-конкурса «Лучшее информационное обеспечение охраны труда» среди местных исполнительных и распорядительных органов.
Осуществляется мониторинг вредных условий труда путем проведения в организациях аттестации рабочих мест по условиям труда. Работникам, работающим во вредных условиях труда, предоставляются компенсации по условиям труда: право на повышенную оплату труда, сокращенная продолжительность рабочего времени, дополнительный трудовой отпуск.
Согласно данным государственной статистической отчетности2-условия труда (Минтруда и соцзащиты) «Отчет по условиям труда» в организациях республики по состоянию на 1 января 2025 года по сравнению с 1 января 2024 года списочная численность работников, занятых на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда, уменьшилась с 703,5 тыс. до 672,9 тыс. человек илина 4,3 процента.
Удельный вес работников, занятых на рабочих местах с вреднымии (или) опасными условиями труда, к общему количеству занятыхв экономике составил 16,3 процента.
В организациях республики в течение 2024 года приведены в соответствие с требованиями гигиенических нормативов 17,8 тыс. рабочих мест для 21,9 тыс. работников (улучшены условия труда на 13,5 тыс. рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда для 18,1 тыс. работников).
Виды компенсаций по условиям труда, предоставляемых работникам за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, приведены в таблице 2.
Таблица 2
Численность работников пользующихся компенсациями по условиям труда (тыс. человек)
В целях обеспечения на должном уровне контроля за фактическим состоянием условий труда в организациях и обоснованностью предоставления компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, законодательством обеспечено ведение банка данных результатов аттестации рабочих мест по условиям труда посредством АИС «Мониторинг условий труда на производстве».
Работа по улучшению условий труда способствует сокращению случаев профессиональной заболеваемости. В 2024 году в республике по данным Минздрава зарегистрировано 30 случаев впервые установленных профессиональных заболеваний, острые профессиональные заболевания не регистрировались (в 2023 году – 32 случая). Среди заболевших 28 мужчин и 2 женщины (в 2023 – 27 и 5). Уровень профессиональной заболеваемости на 10 тыс. работающих снизился и составил 0,08 случаев (в 2023 году – 0,09).
Наибольшее количество потерпевших в результате профессиональных заболеваний зарегистрировано в г. Минске и Минской области (таблица 3).
Таблица 3
Количество потерпевшихв результате профессиональных заболеваний, человек
Наибольшее число потерпевших в результате профессиональных заболеваний в 2024 году зарегистрировано в организациях по производству машин и оборудования (таблица 4).
Таблица 4
Распределение профессиональных заболеванийпо видам экономической деятельности
В 2024 году впервые установлены проценты утраты трудоспособности без установления инвалидности вследствие профессионального заболевания у 10 человек, вследствие трудового увечья – у 123 человек, инвалидность вследствие профессионального заболевания у 4 человек, вследствие трудового увечья – у 109 человек (таблица 5).
Таблица 5
Количество лиц, которым впервые установлены проценты утраты трудоспособности и (или) инвалидность в результате трудового увечья и профессионального заболевания в 2024 г.
При анализе профессиональных заболеваний по этиологическим факторам определено, что 80 процентов заболеваний возникли по причине воздействия промышленных аэрозолей, 20 процентов – физических факторов.
Весь комплекс мероприятий в области охраны труда, от принятия законодательства и разработки систем управления охраной труда до государственного надзора и общественного контроля, направлен на решение одной главной задачи – сокращение производственного травматизма. В Республике Беларусь в этом вопросе удалось достичь определенных положительных результатов.
По данным Департамента государственной инспекции труда в 2024 году по сравнению с 2023 годом в организациях республики отмечается:
– сохранение общего числа травмированных на производстве практически на уровне 2023 года. В 2023 году травмированона производстве 1850 человек, в 2024 году – 1849 человек;
– снижение случаев гибели с 117 до 105 человек.
Справочно. В 2024 году Департаментом выявлен 21 несчастный случай на производстве, скрытый работодателями от расследования. По всем указанным несчастным случаям проведены расследования, виновные должностные лица привлечены к административной ответственности. Кроме того, Департаментом вскрыты 16 фактов травмирования граждан, допущенных к выполнению работ без оформления трудовых отношений. По требованию Департамента данные случаи квалифицированы как производственные.
Рост общего числа потерпевших на производстве по сравнению с 2023 годом отмечен в Брестской и Гомельской областях, погибших – в Гродненской и Минской областях (таблица 6).
Таблица 6
Численность работающих, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве, человек
Среди пострадавших на производстве 1369 мужчин (74,0 процента) и 480 женщин (25,9 процента). Из 105 работающих, погибших на производстве в 2024 году, 101 мужчина (96,2 процента) и 4 женщины (3,8 процента). В 2024 году в результате несчастных случаев на производстве пострадало 17 работающих в возрасте моложе 18 лет, 2 из которых погибло.
Коэффициент частоты производственного травматизма (численность потерпевших на производстве в расчете на 100 тысяч застрахованныхпо обязательному страхованию от несчастных случаев на производствеи профессиональных заболеваний) в 2024 году составил 50,6, коэффициент частоты смертельного травмирования – 2,9 (таблица 7).
Таблица 7
Уровень производственного травматизма
в расчете на 100 тысяч застрахованных
По видам экономической деятельности в 2024 году, как и в 2023 году, наибольшее количество случаев травмирования работников на производстве отмечается в организациях промышленности, сельского хозяйства, строительства и транспортной деятельности.
Чаще всего травмы со смертельным исходом отмечаются в сфере строительства, сельского хозяйства и промышленности (таблица 8).
При этом самые высокие коэффициенты частоты травмированияи гибели работающих отмечены в таких видах экономической деятельности как растениеводство и животноводство, охота и предоставление услуг в этих сферах, строительство, а также в промышленности (таблица 9).
Таблица 8
Количество работающих, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве, по видам экономической деятельности, человек
Таблица 9
Уровень производственного травматизма по видам экономической деятельности (на 100 тысяч работников)
В 2024 году наибольший удельный вес среди травмированныхи погибших на производстве, составили работающие организаций коммунальной формы собственности. В них в результате несчастных случаев на производстве пострадало 780 работающих, из них 38 погибло. При этом наибольшее количество пострадавших и погибших на производстве – работающие организаций Брестской и Минской областей.
Среди потерпевших работников организаций коммунальной формы собственности около половины – работающие сельскохозяйственных организаций.
В 2024 году по сравнению с 2023 годом увеличилось количество получивших травмы на производстве в организациях частной формы собственности с 626 до 656 человек, а погибших – с 43 до 55.
Статистика производственного травматизма показывает, что среди получивших травмы и погибших в результате несчастных случаев на производстве более половины – лица в возрасте старше 40 лет(таблица 10).
Таблица 10
Количество пострадавших в результате несчастных случаев на производстве в зависимости от возраста, человек
Мониторинг производственного травматизма показал,что основными факторами травмирования людей на производствев 2024 году явились воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов и деталей, а также падение потерпевшегос высоты и из-за дорожно-транспортных происшествий. Удельный вес травмированных на производстве и погибших в 2024 и 2023 годах в организациях республики по основным видам происшествий приведен в таблице 11.
Таблица11
Удельный вес происшествий, повлекших травмирование или гибель работников на производстве
Анализ завершенных расследований несчастных случаевна производстве свидетельствует, что большинство подобных происшествий в 2024 году обусловлено неисполнением работодателямии (или) самими работающими требований охраны труда, причемэто характерно для организаций всех форм собственности (таблица 12). При этом удельный вес несчастных случаев, происшедшихиз-за необеспечения работодателями (их должностными лицами) безопасных условий труда, продолжает оставаться значительным.
Таблица 12
Удельный вес причин производственного травматизма
Попрежнему значительным остается количество несчастных случаев, происшедших при отсутствии опасного и (или) вредного производственного фактора из-за неосторожности потерпевшего. Удельный вес таких несчастных случаев в 2024 году составил 18,3 процента (таблица 13).
Практически неизменным остается удельный вес причин, обусловленных действиями самих потерпевших, в частности нарушение ими трудовой и производственной дисциплины, инструкций по охране труда, нахождение их в состоянии алкогольного опьянения.
При этом проблема появления работников на работе в состоянии алкогольного опьянения, распития спиртных напитков в рабочее время или по месту работы по-прежнему остается острой. По данным Департамента в 2024 году по сравнению с 2023 годом количество работающих, находившихся в момент травмирования в состоянии алкогольного опьянения, возросло с 55 до 68 человек и составило 3,8 процента от общего числа травмированных на производстве. Среди погибших на производстве в 2024 году в указанном состоянии находилось 18 человек (17,1 процента от общего числа погибших на производстве).
Следует отметить, что в 2024 году по данным Белстата в организациях республики допущено 19438 случаев появления на работе работников в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. По данным основаниям уволено 3569 работников.
Таблица 13
Удельный вес основных причин несчастных случаев, произошедших
в 2024 году (по завершенным расследованиям), %
В целях обеспечения прав граждан на безопасный труд в Республике Беларусь с 1993 года введен институт государственного надзора за соблюдением законодательства об охране труда. В настоящее время его осуществляет специально созданный надзорный орган – Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.
В 2024 году основными формами осуществления Департаментом надзора за соблюдением законодательства об охране труда являлись проведение проверок, мониторингов и мероприятий технического (технологического, поверочного) характера.
Департаментом проведено 379 выборочных и 11 внеплановых проверок, а также 2168 мониторингов и 762 специальных расследования несчастных случаев на производстве, в ходе которых предложено (предписано) к устранению свыше 42 тыс. нарушений требований охраны труда. Государственными инспекторами предложено приостановить деятельность 52 объектов строительства, 117 цехов (производственных участков), а также запретить эксплуатацию более 3 тыс. станков, машин, производственного оборудования, эксплуатация которых создавала угрозу жизни и здоровью работников.
Государственные инспекторы Департамента приняли участие в качестве специалистов в 258 проверках, проводимых другими контролирующими (надзорными) органами.
За нарушения законодательства об охране труда привлечены к административной ответственности в виде штрафа более 2,8 тыс. уполномоченных должностных лиц и 11 работников, а также в целях профилактического характера вынесено свыше 1,4 тыс. предупреждений. По требованию государственных инспекторов к дисциплинарной ответственности привлечено свыше 2,3 тыс. должностных лиц и отстранено от работы в соответствии со статьей 49 ТК свыше 7 тыс. человек.
Справочно. С учетом проводимой работы по профилактике правонарушений при проведении мониторингов и специальных расследований в случае выявления нарушений законодательства об охране труда и их устранения в установленные сроки штрафные санкции к должностным лицам работодателей не применялись.
Департаментом проводится работа по выявлению фактов сокрытия нанимателями от расследования несчастных случаев на производстве. В 2024 году установлено 21 таких фактов. За данные нарушения 21 должностное лицо привлечено к административной ответственности в виде штрафа. Кроме того, 261 должностное лицо привлечено к административной ответственности в виде штрафа за иные нарушения требований Правил расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2004№ 30.
Закон Республики Беларусь «О профессиональных союзах» наделил профсоюзы правами по защите прав работников на безопасные условия труда в рамках общественного контроля. Полномочия профсоюзов при осуществлении общественного контроля за соблюдением требований охраны труда определены Указом Президента Республики Беларусь от 6 мая 2010 г. № 240 «Об осуществлении общественного контроля профессиональными союзами».
В ходе осуществления профсоюзами общественного контроля за соблюдением законодательства об охраны труда техническими инспекторами труда технической инспекции труда ФПБ в 2024 году проведено свыше 8 тыс. проверок и мониторингов, по результатам которых нанимателям предложено устранить свыше 55 тыс. нарушений. Кроме того, рейдовыми группами технической инспекции труда ФПБ в ходе посещения 1,1 тыс. организаций рекомендовано к устранению свыше 11 тыс. нарушений требований охраны труда.
Кроме того, в 2024 году в рамках осуществления надзорных мероприятий, а также реализации Соглашения между Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь и Федерацией профсоюзов Беларуси о сотрудничестве по вопросам создания безопасных и здоровых условий труда и профилактике производственного травматизма государственными инспекторами Департамента во взаимодействии с профсоюзами посещено 623 студенческих отряда и изучена работа по охране труда в части обеспечения безопасных условий труда при осуществлении их деятельности. Для придания этой работе системного характера Департаментом подготовлено и направлено заинтересованным информационное письмо от 21 мая 2024 г. № 02-08/417 «О соблюдении требований законодательства при организации деятельности студенческих отрядов».
Обеспечение охраны труда – это повседневная работа, и только при наличии глубокого внутреннего убеждения руководителя организации, иных должностных лиц, самих работников в том, что это важный элемент культуры управления, который обязательно принесет свои дивиденды, можно вывести работу по охране труда на новый качественный уровень.
В ходе проведения областного Дня охраны труда в организациях изучить и (или) проверить:
________________________________________________________________
*Вышеуказанные и другие документы, утвержденные постановлениями Президиума Совета Федерации профсоюзов Беларуси можно найти и скачать на интернет-сайте www.grodno.1prof.by (выбрать раздел «Охрана труда» и далее подраздел «Документы по охране труда»).
К – коммунальная (39=10+29), Р – республиканская (15=2+13), Ч – частная (26=8+18) формы собственности (по данным ГОУ ДГИТ)
Дополнительная оперативная информация:
в результате ДТП 3 работника погибло и 6 получили тяжелые травмы (в 2023 году 1 работник погиб и 11 получили тяжелые травмы);
в состоянии алкогольного опьянения находились 3 тяжело травмированных (1 погибший и 1 тяжело травмированный работник).
Председатели (заместители председателей) профсоюзных организаций, технические (главные технические) инспекторы труда (далее – технические инспекторы труда),общественные комиссии и общественные инспекторы по охране труда проводят работу по осуществлению общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 06.05.2010 № 240 «Об осуществлении общественного контроля профессиональными союзами», Указом Президента Республики Беларусь от 19.07.2005 № 327 «О дополнительных мерах по защите трудовых, социально-экономических прав и интересов работников», Законом Республики Беларусь «О профессиональных союзах» и другими актами действующего законодательства, а также постановлением Президиума Совета Федерации профсоюзов Беларуси от 25.08.2010 № 180 (с изм. и доп.).
Так, в прошлом году, только техническими инспекторами труда профсоюзов посещены 873 (в текущем году – уже более 600) организации области. По результатам обследований нанимателям выданы 795 представлений и рекомендаций на устранение свыше 6,8 тысяч выявленных нарушений требований охраны труда (за устранением которых осуществляется контроль), в том числе рекомендовано приостановить (до устранения нарушений) эксплуатацию 599 единиц неисправного производственного оборудования и инструмента, а также участков работ, не обеспечивающих безопасные условия труда.
В ходе проведения техническими инспекторами труда профсоюзов проверок и мониторингов соблюдения законодательства об охране труда:
руководителям и специалистам предприятий, председателям первичных профсоюзных организаций и общественным инспекторам по охране труда оказывается консультативная и методическая помощь;
особое внимание уделяется состоянию охраны труда на рабочих местах, существующим рискам повреждения здоровья работающих, обеспечению их специальной одеждой (соответствующей Государственному стандарту Республики Беларусь СТБ 1387-2003 «Система стандартов безопасности труда. Одежда производственная и специальная. Общие технические условия»), обувью и другими средствами индивидуальной защиты, проведению контроля за соблюдением работниками требований по охране труда и участию в нем общественных инспекторов по охране труда, созданию на предприятиях надлежащих санитарно-бытовых условий, в том числе для питания работников.
С целью повышения эффективности общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда, создания здоровых и безопасных условий труда работающим, предупреждения несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний продолжаются выезды рейдовых групп технической инспекции труда ФПБ. В январе-сентябре 2024 года они в соответствии с утвержденным графиком изучали ситуацию в 212 организациях г. Гродно и 17 районов области. По результатам мониторингов соблюдения законодательства об охране труда, реализации требований Директивы Президента Республики Беларусь от 11.03.2004 № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины» нанимателям выданы 200 рекомендаций на устранение свыше 1,4 тысячи нарушений требований по охране труда, в том числе членами рейдовых групп приостанавливалась эксплуатация 87 единиц неисправного производственного оборудования и инструмента, участков работ, создающих угрозу для жизни и здоровья работников.
Итоги обследований организаций членами рейдовых групп рассматривались на семинарах-совещаниях с участием руководителей горрайисполкомов, председателей районных (Гродненского городского) объединений профсоюзов, представителей организаций, профкомов и других заинтересованных.
Подготовленная технической инспекцией труда областного объединения профсоюзов обобщенная информация по результатам выездов рейдовых групп направлялась в горрайисполкомы для сведения и принятия (в рамках предоставленных полномочий) мер по устранению выявленных нарушений.
В мае-июне 2024 года техническими инспекторами труда организаций профсоюзов обследованы 22 детских оздоровительных лагеря Гродненской области по вопросам соблюдения законодательства об охране труда и создания безопасных условий пребывания детей. В результате мониторингов начальникам и собственникам оздоровительных лагерей выданы 19 рекомендаций на устранение 101 нарушения нормативных правовых актов.
Также, в 2024 году техническими инспекторами труда профсоюзов проведены проверки и мониторинги в более 100 организациях, где была запланирована работа студенческих отрядов. При этом непосредственно в июле-августе текущего года с целью обеспечения безопасности членов студенческих отрядов техническими инспекторами труда профсоюзов и председателями райкомов АПК осуществлен общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда в 69 организациях области, в которых планировалась работа студотрядов. По результатам обследований организаций нанимателям были выданы 15 представлений и рекомендаций на устранение 33 нарушений нормативных правовых актов по охране труда, которые касались членов студенческих отрядов.
Традиционно повышенное внимание профсоюзами уделяется обеспечению требований охраны труда при подготовке и проведении массовых сельскохозяйственных работ. Так, по инициативе ФПБ в 2024 году был проведен месячник общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда до начала массовых уборочных работ в сельскохозяйственных организациях. В ходе месячника техническими инспекторами труда, председателями райкомов профсоюза работников АПК посещены сельскохозяйственные предприятия во всех 17 районах Гродненской области. По результатам мониторингов нанимателям выданы 112 рекомендаций на устранение 456 нарушений требований по охране труда, в т.ч. рекомендовано приостановить эксплуатацию 30 единиц неисправного производственного оборудования и инструмента, не обеспечивающих безопасные условия труда. Особое внимание профсоюзами уделялось вопросам обеспечения участников жатвы средствами индивидуальной защиты, душевыми с горячим и холодным водоснабжением, горячим питанием и питьевой водой, столами и стульями для приема пищи в полевых условиях.
В жаркие и холодные периоды года профсоюзами осуществляются мониторинги соблюдения температурного режима на рабочих местах и в санитарно-бытовых помещениях. При этом в помощь профсоюзному активу рассылаются соответствующие тематические памятки.
Ежегодно в октябре техническими инспекторами труда профсоюзов проводятся мониторинги готовности организаций области к работе в осенне-зимний период.
Также, в порядке, установленном законодательством, технические инспекторы труда осуществляют контроль за соблюдением законодательства об охране труда в организациях области, в которых не создан профсоюз.
С целью недопущения нарушений требований законодательства и прав потерпевших (их семей) технические инспекторы труда организаций профсоюзов постоянно участвуют в расследовании производственных несчастных случаев со смертельным исходом, а также – групповых и с тяжелым исходом (по мере возможности). Так, в 2023 году они принимали участие в 82 спецрасследованиях несчастных случаев, а всего представители профсоюзных организаций участвовали в расследовании 232 несчастных случаев на производстве, произошедших на территории области.
Профсоюзными организациями области осуществляется контроль за выполнением норм и мероприятий по охране труда коллективных договоров и соглашений, в том числе в части своевременного назначения и выплаты нанимателями единовременной материальной помощи пострадавшим в результате несчастных случаев (профзаболеваний) и семьям погибших на производстве работников. Так, по итогам 2023 года в соответствии с нормами областного Соглашения 8 семьям погибших на производстве и 13 работникам, утратившим трудоспособность в результате несчастных случаев и профессиональных заболеваний, начислено единовременной материальной помощи на сумму более 1,5 млн. рублей, часть из которых выплачивается в рассрочку.
Вопросы осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда и профилактики производственного травматизма регулярно изучаются и рассматриваются на заседаниях коллегиальных органов профсоюзных организаций области.
Например, на заседаниях Президиума Совета Гродненского областного объединения профсоюзов в январе-сентябре 2024 года рассмотрено 12 вопросов, затрагивающих проблемы условий и охраны труда, в том числе: «Об общественном контроле за соблюдением в холодный период температурного режима на рабочих местах и в санитарно-бытовых помещениях организаций Гродненской области» (постановление от 22.01.2024 № 19); «О деятельности профсоюзных организаций Гродненской области по выполнению Планов работы ФПБ и Гродненского областного объединения профсоюзов по осуществлению общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда в 2023 году и задачах комитетов (советов) профсоюзов на 2024 год» (постановление от 21.02.2024 № 29); «О состоянии производственного травматизма в организациях Гродненской области за 5 месяцев 2024 года и мерах по его профилактике» (постановление от 21.06.2024 № 170); «О ходе выполнения плана мероприятий по реализации Директивы Президента Республики Беларусь от 11.03.2004 № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины» и принимаемых мерах в связи с произошедшими в 1 квартале и 1 полугодии 2024 года несчастными случаями на производстве (постановления от 17.04.2024 № 96 и от 17.07.2024 № 210) и др. При этом соответствующая информация и постановления направляются всем заинтересованным, в том числе областным организациям отраслевых профсоюзов для сведения, исполнения и информирования профактива.
В целях обеспечения взаимодействия, улучшения качества и эффективности общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда проводятся (не реже одного раза в месяц) заседания Координационного совета при технической инспекции труда Гродненского областного объединения профсоюзов.
Важную роль в профилактике производственного травматизма, улучшении условий и охраны труда выполняют общественные инспекторы по охране труда, численность которых в организациях области составляет более 8 тысяч человек. При осуществлении общественного контроля ими при необходимости оформляются рекомендации по устранению выявленных нарушений актов законодательства, локальных правовых актов по охране труда, коллективного договора (соглашения). Например, в 2023 году общественными инспекторами по охране труда оформлено более 6 тысяч рекомендаций на устранение свыше 11 тысяч нарушений требований по охране труда. Также, общественные инспекторы по охране труда участвуют в организуемом работодателями контроле за соблюдением работниками требований по охране труда в организации и структурных подразделениях – выполняя данную работу на общественных началах, ими при ежедневном и ежемесячном контроле выявлено в прошлом году более 300 тысяч нарушений требований по охране труда, которые были отражены в соответствующих журналах контроля.
В целях активизации такой работы профсоюзного актива областным объединением и обкомами отраслевых профсоюзов ежегодно проводятся смотры-конкурсы на лучшее проведение первичными профсоюзными организациями общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда, лучшего общественного инспектора по охране труда, лучшую общественную комиссию по охране труда (с определением победителей и их награждением). В помощь общественным инспекторам по охране труда издаются соответствующие памятки, в коллективные договоры включаются нормы об их моральном и материальном стимулировании. Так, в ряде организаций области в коллективных договорах предусматривается предоставление общественным инспекторам по охране труда дополнительных оплачиваемых дней к трудовому отпуску или ежемесячные (ежеквартальные) доплаты от 1 до 3 базовых величин.
На усиление деятельности общественных инспекторов по охране труда направлена работа по их обучению и повышению квалификации. Так, в прошлом году всего обучено более 3,4 тысячи общественных инспекторов по охране труда первичных профсоюзных организаций различных отраслей, из них 598 (в январе-сентябре 2024 года — 426) – в рамках курсов Гродненского учебно-методического сектора Республиканского учебно-методического центра профсоюзов УО ФПБ «Международный университет «МИТСО».
Профсоюзными организациями постоянно рассматриваются обращения работников, проводятся тематические «горячие линии» и «прямые линии» по вопросам условий и охраны труда, соблюдения температурного режима на рабочих местах. Так, в прошлом году в Гродненской области общественными комиссиями и общественными инспекторами по охране труда, техническими инспекторами труда организаций профсоюзов рассмотрено более 3 тысяч обращений работников по вопросам условий и охраны труда.
По инициативе Гродненского областного объединения профсоюзов ежеквартально проводятся областные Единые дни профилактики производственного травматизма, в рамках которых председатели профсоюзных организаций, технические инспекторы труда и профактив выступают в трудовых коллективах или иным образом информируют работающих на местах об обстоятельствах и причинах, приводящих к несчастным случаям на производстве. В помощь выступающим подготавливаются и рассылаются соответствующие информационно-аналитические материалы, в том числе для размещения их на стендах в организациях и структурных подразделениях.
В рамках взаимодействия с государственными органами представители профсоюзов участвуют в работе мобильных групп, созданных при районных (Гродненском городском) исполнительных комитетах для оказания практической и методической помощи по обеспечению безопасных условий труда в организациях.
Принимают участие в работе комиссий по профилактике производственного травматизма и профессиональной заболеваемости при Гродненском областном, городском и районных исполнительных комитетах, а также комиссий названных исполнительных комитетов для проверки знаний по вопросам охраны труда, участвуют в заседаниях исполкомов и коллегий, в совместных семинарах, месячниках безопасного труда, проведении мероприятия «Неделя нулевого травматизма», отраслевых, областных и других Днях охраны труда.
В целях совершенствования работы по профилактике производственного травматизма, необходимо:
— наладить в организациях и их структурных подразделениях эффективную систему контроля за соблюдением законодательства об охране труда с участием общественных инспекторов по охране труда (определив в ЛПА механизм их участия, а также взаимодействия со специалистами по охране труда и руководителями структурных подразделений организаций);
— на постоянной основе (не реже одного раза в месяц) проводить в организациях и структурных подразделениях мероприятия, направленные на профилактику производственного травматизма, укрепление трудовой и производственной дисциплины – с учетом обстоятельств и причин конкретных случаев гибели и травматизма работающих в аналогичных (однопрофильных) предприятиях или при выполнении аналогичных видов работ.
Для привлечения внимания населения к вопросам охраны и безопасности труда соответствующие материалы при содействии профсоюзов регулярно размещаются в региональных средствах массовой информации, на интернет-сайтах Гродненского областного объединения профсоюзов (www.grodno.1prof.by), областных организаций отраслевых профсоюзов, Telegram-канале «Профсоюзы Гродненщины» и др.
Гродненское областное объединение профсоюзов
https://drive.google.com/file/d/1Zpxhn2JmBozy4ES0GpVjmTGabRtO_Loy/view?usp=sharing
Закон «Об охране труда»
Об изменении Закона Республики Беларусь «Об охране труда»
Ссылка на ст.10.13 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях «Нарушение требований по охране труда»
ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «О проведении обязательных и внеочередных медицинских осмотров работающих»