КОНТАКТЫ

«Мой ребенок – старшеклассник» для родителей учащихся X-XI классов

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник»

для родителей учащихся X-XI классов

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросовСроки проведе-нияФорма проведе-нияОтветствен-ные
110-е классы
1.1Тема 1. Здоровье — это жизнь.Факторы риска для здоровья современной молодежи. Проблема здорового питания. Увлечение диетами.Гиподинамия – проблема современных молодых людей. Стресс и его влияние на здоровье. Вредные привычки.Сохранение здоровья и правила здорового образа жизни. Режим днясентябрьлекция/ беседа/ семинар-практикум/ вебинарпедагог социальный, медицинский работник
1.2Тема 2. Первая любовь в жизни вашего ребенка.Особенности юношеской любви. Культура поведения влюбленных. Как помочь, а не навредить взрослеющему ребёнкуноябрькруглый стол/ дискуссия/ форум/ мастер-класспедагог-психолог, медицинский работник
1.3Тема 3. Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек.Репродуктивное здоровье юношей и девушек. Факторы риска для репродуктивного здоровья. Условия сохранения репродуктивного здоровья.Отношения между юношами и девушками, любовь и сексуальные отношения.Рискованное поведение молодежи. Незапланированная беременность и аборт. Профилактика ЗППП.Стиль жизни и репродуктивное здоровье молодежи. Влияние семейного воспитания на формирование у подростков ценности репродуктивного здоровьяфевральбеседа/ круглый стол/ вебинарпедагог-психолог,педагог социальный
1.4Тема 4. Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе?Влияние застенчивости и неуверенности на учебные успехи старшеклассника. Пути преодоления застенчивости и неуверенности старшеклассника дома и в школеапрелькруглый стол/ дискуссия/ психологический тренинг, вебинарклассный руководитель,педагог-психолог
211-е классы
2.1Тема 1. Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении?Определение профессиональных склонностей и способностей старшеклассников. Факторы, влияющие на выбор профессии. Роль родителей в процессе выбора профессии и самоопределении старшеклассника. Приоритеты старшеклассников в выборе профессии. Профессиональные династии.Помощь старшеклассникам в выборе будущей профессииоктябрьсеминар-практикум/ форум/ вебинарпедагог-психолог, классный руководитель
2.2Тема 2. Как уберечь ребенка от зависимостей?Зависимое поведение, его причины, факторы риска. Формирование зависимости.Виды угроз, представляющих опасность для жизни, физического, психического и нравственного здоровья и полноценного развития старшеклассника. Интернет-зависимость. Пути профилактики и преодоления: памятка для родителейдекабрьконферен-ция/ беседа/ практикумпедагог-психолог, педагог социальный, медицинский работник, инспектор по делам несовершен-нолетних
2.3Тема 3. Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни.Воспитание старшеклассника как будущего семьянина. Формирование осознанного отношения к вступлению в брак и будущей семейной жизни. Формирование ценностного отношения к родительству, рождению и воспитанию детей.Роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизнимарткруглый стол/ дискуссия/ форум/ вебинарпедагог социальный, классный руководитель
2.4Тема 4. Как помочь ребёнку в период подготовки к экзаменам?Профилактика экзаменационного стресса. Факторы, усиливающие и снижающие тревогу. Как помочь старшекласснику справиться с тревогой (мнемотехники, приемы концентрации внимания и приемы расслабления в стрессовой ситуации).Сотрудничество родителей и педагогов в период подготовки старшеклассников к экзаменам. Помощь в подготовке к экзаменам: правила для родителей выпускников. Режим учебного труда и отдыха в экзаменационный периодмайсеминар-практикум/ мастер-класс/ психологический тренингклассный руководитель,педагог-психолог,медицинский работник

Как помочь ребенку справиться со стрессом?

Что представляет собой состояние стресса?

Во-первых, следует сказать, что стресс — это нормальная реакция человеческого организма на «ненормальную» ситуацию. Под «ненормальностью» понимается то, что такие ситуации возникают не каждый день. Они, наоборот, необычны и при этом очень значимы для человека.

Во-вторых, стресс изначально является положительной мотивирующей силой, то есть до определенного предела он полезен. Чтобы понять, когда стресс начинает причинять вред, нужно знать, как он развивается.

Какие существуют стадии развития стресса, и как они проявляются?

Стресс проходит три фазы развития. Первая называется «Фаза тревоги», в ней наблюдается повышение уровня тревожности и агрессии. Человек может негативно реагировать на самые маленькие неудачи, безобидные шутки и даже проявления заботы. Не забывайте, что стресс ощущается всем организмом и его признаки касаются не только психоэмоциональной сферы. Сердечно-сосудистая система на первую фазу может реагировать кратковременным повышением артериального давления. Вместе с тем именно эта фаза является стимулом к действию, так как человек стремится преодолеть дискомфорт.

Вторая фаза — «Фаза сопротивления». Она характеризуется мобилизацией всех ресурсов организма. Благодаря этому человек за небольшое время может выполнить такой объем работы, какой в обычном состоянии выполнял бы очень долго. Данный этап также называют «фазой полезного стресса».

Если не принимать мер ослабления стрессогенных факторов, то рано или поздно человек окажется в «Фазе истощения». Об этом просигнализируют апатия, усталость, нарушения сна, постоянные головные боли, боли в мышцах, суставах, обострение хронических заболеваний, частые простуды. Перечисленные признаки — это повод обратиться к лечащему врачу, к психологу или психотерапевту. Стресс в эту фазу вреден и уже не оказывает стимулирующего воздействия.

Чем родители могут помочь старшекласснику, который близок к вредной стадии стресса или уже в ней?

Прежде всего — отношением. Даже если ребенка тянет побыть в одиночестве, сохраняйте с ним связь. Постарайтесь, чтобы он не терял контакт

и с друзьями. Было бы полезно вместе пообщаться с теми, кто уже пережил период сдачи экзаменов и поступления. Нередко такие люди могут дать полезные советы. Если ваша семья религиозна, то уделяйте внимание вере и духовным потребностям.

Если сын или дочь переживает, что не поступит в ту высшую школу, в какую хотелось, или не сможет поступить вообще, то объясните, что из этого не нужно делать трагедию, а нужно сделать правильные выводы. В случае неудачи воздержитесь от фраз «Этого и следовало ожидать!», «Это и так было понятно, что ты ни на что не способен!», «А я тебя предупреждала…». Ребенку не станет легче от того, что вы оказались правы и еще раз укажете на то, что он не оправдал ваших надежд.

Кроме того, позаботьтесь о питательной пище для своей семьи. Еда и сон — лучшие лекарства от стресса, ведь переживает не только душа, но и тело. Спать нужно не менее 7 часов в сутки. Физические нагрузки в стрессовых ситуациях нужны обязательно, но только те, которые тренируют дыхательную и сердечно-сосудистую систему, а не нагружают их. К таким видам активности относятся плавание, езда на велосипеде, бег и просто ежедневные прогулки.

Как ребенок может помочь себе сам?

На «хороший лад» помогают настраиваться приемы саморегуляции и релаксации. Например, управление дыханием. Медленное и глубокое дыхание с участием мышц живота понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению. Частое грудное дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность.

Умение расслабить мышцы позволяет быстро восстановить силы. Попробуйте задать ритм организму с помощью монотонных действий: движений большими пальцами рук в полузамке, перебирания четок, покачивания в кресле-качалке. Пройдите по комнате несколько раз, делая на два шага вдох, на пять шагов — выдох.

Известно, что «слово может убить, слово может спасти». Именно слово запускает механизм самовнушения. Повторяйте себе простую краткую формулировку с позитивной направленностью (без частицы «не»), как будто вы уже имеете желаемое. Например, «Я получил высокий балл», но не «Я не провалюсь на экзамене». Для усиления эффекта можно использовать слова «именно сегодня»: «Именно сегодня у меня все получится»; «Именно сегодня я буду спокойным»; «Мне доставляет удовольствие вести разговор уверенным голосом, показывать образец выдержки и самообладания». Используйте самоприказ — отрывистое распоряжение самому себе: «Разговаривать спокойно!», «Молчать!», «Не поддаваться на провокацию!». Это поможет сдерживать эмоции.

Полезно вспомнить о прошлых успехах — это вселяет уверенность. Множество положительных впечатлений мы не запоминаем, но если пробудить образы, с ними связанные, возможно пережить их вновь и даже усилить. Образы открывают доступ к мощным подсознательным резервам психики. Чтобы использовать их для саморегуляции, специально запоминайте события, когда вы чувствуете себя комфортно. Закрепляйте в памяти зрительные образы, звуки, ощущения.

Иногда родители переживают больше, чем сами выпускники. Как взрослым спокойно пережить сдачу экзаменов и поступление в вуз их ребенка?

Стоит обратить внимание на собственное здоровье. Если появились проблемы — не занимайтесь самолечением, обратитесь к врачу. Обязательно высыпайтесь, не сидите на голодных диетах и не переедайте. Занимайтесь спортом или хотя бы найдите время для прогулок. Хорошим психотерапевтическим эффектом обладают солнце, свежий воздух, водные процедуры, массаж.

В такой стрессовой ситуации есть риск забыть о своей второй половинке. Помните, что ваш партнер нуждается в вас. Заботьтесь друг о друге. Находите время для общения с друзьями и близкими людьми хотя бы по телефону или в соцсетях.

Не надо думать, что жизнь ограничивается только поступлением вашего сына или вашей дочери в университет. Стройте планы, общайтесь с «прекрасным»: литературой, музыкой, живописью. Может, вам всегда хотелось изучать какой-нибудь иностранный язык — почему бы не сейчас? Развивайтесь как личность и как профессионал: читайте книги, посещайте семинары, заводите полезные знакомства.

Любая стрессовая ситуация — это сложный, но всегда важный этап в жизни каждого из нас. От того, насколько достойно мы пройдем это испытание, будет многое зависеть. Во время сдачи экзаменов и ЦТ родителям нужно вести себя так, чтобы не разрушить с ним отношения. Нужно показать, что у вашего сына или дочери есть по-настоящему близкие люди. Учащимся нужно постараться, чтобы при любом результате, отвечая на вопрос «Все ли я сделал для достижения успеха?», можно было с чистой совестью сказать: «Да»

Свободное время старшеклассника

«Свободное время старшеклассника»

Современные школьники часто перегружены, и рабочий день у них бывает длиннее, чем у взрослых. Учебная программа рассчитана на формирование самостоятельного мышления, носит развивающий характер. Также ребята получают большое количество информации из телевизионных передач, интернета, видеоматериал. Это помогает и мешает учебе одновременно.

У многих школьников с раннего детства формируется привычка выполнять домашнее задание нерегулярно, отрывочно. Ведь остальное можно списать! Но материал остается непонятым, не вырабатывается усидчивость, системность, в старших классах это мешает сосредоточиться даже тогда, когда появляется осознанное желание сделать домашнее задание от начала и до конца.

Среди подростков считается, что если готовить все уроки — просидишь до ночи. Это не так. Хотя многие действительно сидят за уроками до позднего вечера. Но часто эти занятия неорганизованны, что вызвано переутомлением, недосыпанием, пробелами в знаниях, непонятым в классе материалом.

Психологи установили, что у каждого человека ритм работоспособности бывает разным. Но чаще всего работать легче и эффективнее с 8 до 12 и с 16 до 18 часов, так как в 12 и 18 часов происходит резкое понижение работоспособности. Поэтому, если правильно распределить время для выполнения домашнего задания, сидеть долго не будет необходимости. После прихода из школы обязательно надо отдохнуть. Садиться за уроки лучше в 16 часов. Необходимо подготовить рабочее место и отключить на время выполнения работы все второстепенное.

Подростки должны больше гулять. Не 40-50 минут, а хотя бы часа полтора-два. Лучше сократить время на просмотр телепередач, на чтение детективов. Казалось бы, что ребята, которые занимаются в кружках или дополнительных школах, имеют меньше свободного времени. Но у них есть возможность переключиться и отдохнуть. То есть кружки и секции помогают лучшему отдыху от занятий, развивают умственно и физически.

Хорошо чередовать умственную и физическую работу. Особое удовольствие у подростков вызывает творческая работа. Она тоже является хорошим отдыхом. Если же подростку кажется, что он перезагружен, пусть он сядет и напишет план работы, свой режим на день. Он заметит, сколько тратит времени зря, и постарается использовать его лучше. При хорошей организации на подготовку домашнего задания достаточно 2,5-3,5 часа.