Профилактика кризисных состояний

Уважаемые родители!

Наши дети взрослеют, и у них появляется своя личная жизнь, в которой мы взрослые зачастую играем второстепенные  роли. И далеко не всегда наши дети готовы поделиться с нами своими мыслями и переживаниями. С возрастом количество детских тайн увеличивается в геометрической прогрессии и становится почти не реально объяснить, что происходит у них в душе. Подростки очень ранимы и, не смотря на псевдо взрослость, не имеют нужного опыта, слов, для того, чтобы обратиться за помощью в критической ситуации. Поэтому вам, как родителям крайне важно быть внимательными, для того, чтобы вовремя увидеть признаки эмоционального неблагополучия своего ребенка.

Так же следует отметить, что в силу возрастных особенностей подростков кризисной может стать любая ситуация, которая кажется ему неразрешимой.

Ситуации, на которые надо обратить особое внимание:

— конфликты со значимыми взрослыми (родители, учитель, тренер);

— травля со стороны сверстников (в том числе, в социальных сетях);

— личные неудачи подростка (в учебе, на экзамене, в спорте) на фоне повышенных ожиданий родителей, ориентированности семьи на социальную успешность;

— несчастная любовь или разрыв романтических отношений;

— нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, смена места жительства);

— травмирующая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, травма, насилие, тяжелое заболевание).

Опасные сигналы в состоянии и поведении ребенка/ подростка: пониженное настроение, тоскливость, раздражительность, угрюмость, нарушение сна, соматические жалобы, снижение успеваемости, потеря интереса к прежним увлечениям, пренебрежение внешним видом, неряшливость, частые попытки уединиться, отрицание проблем, причинение себе вреда, нанесение самоповреждений, стремление к рискованным действиям, раздаривание собственных вещей, высказывания о бесполезности, бессмысленности жизни, разговоры или шутки на тему смерти, угрозы совершить суицидальную попытку.

Как помочь ребенку и не допустить суицид?

Поддерживайте доверительные отношения с ребенком. Особенно важно не утратить контакта с подростками, несмотря на растущую в этом возрасте потребность в отделении от родителей. Расспрашивайте сына или дочь, разговаривайте с ними об их проблемах, уважительно относитесь к тому, что кажется им важным и значимым, принимайте подростка как личность.

Придя домой после работы, не начинайте общение с претензий, даже если ребенок/подросток что-то сделал не так. Проявите интерес, обсуждайте ежедневные дела, задавайте вопросы. Замечание, сделанное с порога, и замечание, сделанное в процессе заинтересованного диалога, будут звучать по-разному!

Помните, что авторитарный стиль воспитания для подростков неэффективен и даже опасен. Чрезмерные запреты, ограничение свободы и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию или аутоагрессию (агрессию, направленную на себя). В подростковом возрасте предпочтительной формой воспитания является заключение договоренностей. Если запрет необходим, не пожалейте времени на объяснение целесообразности запрета. Если же подросток продолжает протестовать, то постарайтесь вместе найти решение, устраивающее и Вас, и его.

Говорите с ребенком/подростком на серьезные темы: что такое жизнь? в чем смысл жизни? Что такое дружба, любовь, смерть, предательство? Эти темы очень волнуют подростков, они ищут собственное понимание того, что в жизни ценно и важно. Не бойтесь делиться собственным опытом, собственными размышлениями. Если избегать разговоров на сложные темы с подростком, он все равно продолжит искать ответы на стороне (например, в интернете), где информация может оказаться не только недостоверной, но и небезопасной.

Говорите о перспективах в жизни и будущем. У подростков еще только формируется картина будущего, они видят или совсем отдаленное будущее, либо текущий момент. Узнайте, что ваш ребенок хочет, как он намерен добиваться поставленной цели, помогите ему составить конкретный и реалистичный план действий.

Дайте понять ребенку, что опыт поражения также важен, как и опыт в достижении успеха. Рассказывайте чаще о том, как вам приходилось преодолевать те или иные трудности. Конструктивно пережитый опыт неудачи делает человека более уверенным в собственных силах и устойчивым. Учите ребенка справляться с трудностями.

Будьте внимательны к любым признакам возможной опасности. Наблюдайте за своим ребенком и его друзьями. Не считайте, что подростки лишь пугают и манипулируют взрослыми. Если Вы предполагаете риск суицидальной попытки и Вам по каким-то причинам не удалось сохранить контакт с ребенком, вовремя обратитесь к специалисту.

КРИЗИСНОЕ СОСТОЯНИЕ:

Переживание отрицательных эмоций в связи с осознанием невозможности разрешить существующую проблему известными способами

ЗАДАЧА СЕМЬИ:

  • Признать состояние ребенка кризисным
  • Обратиться за помощью

КРИЗИСНАЯ СИТУАЦИЯ ДЛЯ РЕБЕНКА:

Любая ситуация, вызывающая чувство обиды, стыда, страха, несправедливости

ВАЖНО ПОНИМАТЬ:

Взрослый может воспринимать и оценивать ситуацию по-другому

ЗАДАЧА СЕМЬИ:

  • Признать ситуацию кризисной
  • Помочь найти выход

ПРОЯВЛЕНИЯ КРИЗИСНОГО СОСТОЯНИЯ:

  • Ухудшение состояния здоровья
  • Изменение эмоционального состояния
  • потеря интересов, смыслов
  • изменения познавательных процессов
  • изменение поведения
  • изменение общения

ПОСЛЕДСТВИЯ КРИЗИСНОГО СОСТОЯНИЯ:

  • Нарушение адаптации
  • рискованное поведение
  • расстройство настроения
  • угроза физическому и психологическому здоровью и жизни ребенка


ПРИЗНАКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ:

  • нарушение аппетита
  • нарушение сна
  • повышение заболеваемостижалобы на плохое самочуствие
  • замкнутость, погруженность в свои переживания
  • вспышки агрессии, обвинения в непонимании и отсутствии внимания
  • самообвинения, уверенность в своей неуспешности и ненужности
  • изменение мимики
  • появление царапин, ссадин, порезов на теле
  • резкие перепады настроения
  • раздражительность, плаксивость
  • снижение успеваемости
  • потеря интереса к любимой деятельности
  • нежелание посещать школу
  • безразличие к внешнему виду, изменение стиля одежды
  • появление интереса к теме смерти, загробной жизни, мистике
  • изоляция от прежней компании друзей
  • навязчивый интерес, переходящий в потребность к общению в социальных сетях

СЕМЬЯ МОЖЕТ ПОМОЧЬ!

ПРОФИЛАКТИКА КРИЗИСНЫХ СОСТОЯНИЙ:

Доверительное общение:

  • будьте внимательны к эмоциональным состояниям ребенка
  • слушайте без осуждения, делитесь своим опытом
  • уважайте интересы ребенка

Действия в интересах ребенка:

  • взаимодействуйте с классным руководителем
  • своевременно обращайтесь за специализированной помощью

Навыки преодоления трудностей:

  • не обесценивайте эмоции и чувства ребенка
  • поддержите его в проблемной ситуации
  • подскажите варианты решения

ЕСЛИ НУЖНА ПОДДЕРЖКА:

  • телефон горячей линии 170
  • «Детская телефонная линия» 8-801-100-1611
  • «Республиканский центр психологической помощи» Тел. +375 17 300 1006