Государственное учреждение образования "Средняя школа №1 г.п.Кореличи"
Отдел образования Кореличского районного исполнительного комитета
Памятка для родителей
Кризисные ситуации в жизни подростка: как пережить их вместе
Уважаемые родители!
Наши дети взрослеют, и у них появляется своя личная жизнь, в которой мы взрослые зачастую играем второстепенные роли. И далеко не всегда наши дети готовы поделиться с нами своими мыслями и переживаниями. С возрастом количество детских тайн увеличивается в геометрической прогрессии и становится почти не реально объяснить, что происходит у них в душе. Подростки очень ранимы и, не смотря на псевдо взрослость, не имеют нужного опыта, слов, для того, чтобы обратиться за помощью в критической ситуации. Поэтому вам, как родителям крайне важно быть внимательными, для того, чтобы вовремя увидеть признаки эмоционального неблагополучия своего ребенка.
Так же следует отметить, что в силу возрастных особенностей подростков кризисной может стать любая ситуация, которая кажется ему неразрешимой.
Ситуации, на которые надо обратить особое внимание:
— конфликты со значимыми взрослыми (родители, учитель, тренер);
— травля со стороны сверстников (в том числе, в социальных сетях);
— личные неудачи подростка (в учебе, на экзамене, в спорте) на фоне повышенных ожиданий родителей, ориентированности семьи на социальную успешность;
— несчастная любовь или разрыв романтических отношений;
— нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, смена места жительства);
— травмирующая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, травма, насилие, тяжелое заболевание).
Опасные сигналы в состоянии и поведении ребенка/ подростка: пониженное настроение, тоскливость, раздражительность, угрюмость, нарушение сна, соматические жалобы, снижение успеваемости, потеря интереса к прежним увлечениям, пренебрежение внешним видом, неряшливость, частые попытки уединиться, отрицание проблем, причинение себе вреда, нанесение самоповреждений, стремление к рискованным действиям, раздаривание собственных вещей, высказывания о бесполезности, бессмысленности жизни, разговоры или шутки на тему смерти, угрозы совершить суицидальную попытку.
Как помочь ребенку и не допустить суицид?
Поддерживайте доверительные отношения с ребенком. Особенно важно не утратить контакта с подростками, несмотря на растущую в этом возрасте потребность в отделении от родителей. Расспрашивайте сына или дочь, разговаривайте с ними об их проблемах, уважительно относитесь к тому, что кажется им важным и значимым, принимайте подростка как личность.
Придя домой после работы, не начинайте общение с претензий, даже если ребенок/подросток что-то сделал не так. Проявите интерес, обсуждайте ежедневные дела, задавайте вопросы. Замечание, сделанное с порога, и замечание, сделанное в процессе заинтересованного диалога, будут звучать по-разному!
Помните, что авторитарный стиль воспитания для подростков неэффективен и даже опасен. Чрезмерные запреты, ограничение свободы и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию или аутоагрессию (агрессию, направленную на себя). В подростковом возрасте предпочтительной формой воспитания является заключение договоренностей. Если запрет необходим, не пожалейте времени на объяснение целесообразности запрета. Если же подросток продолжает протестовать, то постарайтесь вместе найти решение, устраивающее и Вас, и его.
Говорите с ребенком/подростком на серьезные темы: что такое жизнь? в чем смысл жизни? Что такое дружба, любовь, смерть, предательство? Эти темы очень волнуют подростков, они ищут собственное понимание того, что в жизни ценно и важно. Не бойтесь делиться собственным опытом, собственными размышлениями. Если избегать разговоров на сложные темы с подростком, он все равно продолжит искать ответы на стороне (например, в интернете), где информация может оказаться не только недостоверной, но и небезопасной.
Говорите о перспективах в жизни и будущем. У подростков еще только формируется картина будущего, они видят или совсем отдаленное будущее, либо текущий момент. Узнайте, что ваш ребенок хочет, как он намерен добиваться поставленной цели, помогите ему составить конкретный и реалистичный план действий.
Дайте понять ребенку, что опыт поражения также важен, как и опыт в достижении успеха. Рассказывайте чаще о том, как вам приходилось преодолевать те или иные трудности. Конструктивно пережитый опыт неудачи делает человека более уверенным в собственных силах и устойчивым. Учите ребенка справляться с трудностями.
Будьте внимательны к любым признакам возможной опасности. Наблюдайте за своим ребенком и его друзьями. Не считайте, что подростки лишь пугают и манипулируют взрослыми. Если Вы предполагаете риск суицидальной попытки и Вам по каким-то причинам не удалось сохранить контакт с ребенком, вовремя обратитесь к специалисту.
Профилактика кризисных состояний у детей и подростков
КРИЗИСНОЕ СОСТОЯНИЕ:
Переживание отрицательных эмоций в связи с осознанием невозможности разрешить существующую проблему известными способами
ЗАДАЧА СЕМЬИ:
КРИЗИСНАЯ СИТУАЦИЯ ДЛЯ РЕБЕНКА:
Любая ситуация, вызывающая чувство обиды, стыда, страха, несправедливости
ВАЖНО ПОНИМАТЬ:
Взрослый может воспринимать и оценивать ситуацию по-другому
ПРОЯВЛЕНИЯ КРИЗИСНОГО СОСТОЯНИЯ:
ПОСЛЕДСТВИЯ КРИЗИСНОГО СОСТОЯНИЯ:
ПРИЗНАКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ:
СЕМЬЯ МОЖЕТ ПОМОЧЬ!
ПРОФИЛАКТИКА КРИЗИСНЫХ СОСТОЯНИЙ:
Доверительное общение:
Действия в интересах ребенка:
Навыки преодоления трудностей:
ЕСЛИ НУЖНА ПОДДЕРЖКА: