28 апреля во всем мире отмечается Всемирный день охраны труда. План мероприятий ГУО «Средняя школа № 1 г.п. Кореличи» в рамках Всемирного дня охраны труда по теме: «Революционные подходы к безопасности и гигиене труда: роль искусственного интеллекта и цифровизации на рабочих местах» 28 апреля 2025 года № п/пНаименование мероприятийМесто и время проведенияОтветственный Ознакомление работников учреждения образования с информационными материалами к Всемирному дню охраны труда (под роспись)14.40, актовый залЗаместитель директора по хозяйственной работе Емелько Л.В. Оформление стенда по теме Всемирного дня охраны труда по теме: «Революционные подходы к безопасности и гигиене труда: роль искусственного интеллекта и цифровизации на рабочих местах»до 11.00Председатель профсоюзного комитета Громова А.Б. Размещение информации о проведении Всемирного дня охраны труда на сайте учреждения образованиядо 09.00Модератор сайта Кривицкая Л.И. Мини-лекция для педагогических работников «Искусственный интеллект: друг или враг!?»11.40, кабинет № 1Заместитель директора по учебной работе Чичкан Н.П. Повторное (дополнительное) изучение работниками пищеблока инструкций по охране трудаВ течение дняШеф-повар Пересько О.Г. Это знаковое событие в мире труда. В Беларуси, конечно, этот день также не проходит незамеченным. Традиционно, в эти дни в республике проходит целый ряд мероприятий, посвященных вопросам охраны труда. Это семинары, конференции, круглые столы. Мы вновь и вновь напоминаем о том, что обеспечение прав и гарантий работников в области охраны труда, создание условий для достойной трудовой деятельности, приносящей удовлетворение гражданину и пользу обществу – это один из важнейших приоритетов государственной политики. В Республике Беларусь вопросам безопасности труда придается безусловное приоритетное значение. Право работника на безопасный труд – одна из важнейших гарантий в области труда, установленных Конституцией Республики Беларусь. Значение этого направления работы сложно переоценить. Меры по охране труда призваны спасти жизни и здоровье тысяч работников. Отличительная черта политики в области охраны труда в Республике Беларусь – это активное влияние государства на процессы в сфере охраны труда через доступные ему механизмы и процедуры. Это, прежде всего, разработка и принятие законодательства, которое устанавливает обязательные требования и гарантии, определяет компетенцию в области охраны труда всех заинтересованных сторон. На сегодняшний день в республике создана развитая законодательная база в области охраны труда, которая учитывает имеющийся положительный международный опыт и многолетнюю практику регулирования этих вопросов на национальном уровне. Основным нормативным документом в области охраны труда является Закон Республики Беларусь «Об охране труда», который был принят в 2008 году. На основании данного Закона в Республике Беларусь создана целостная и взаимоувязанная система управления охраной труда, определяющей роль и задачи каждого из участников процесса обеспечения безопасных условий труда на всех уровнях: начиная от уровня республики и заканчивая конкретными организациями, должностными лицами и работниками. Она позволяет комплексно решать вопросы обеспечения безопасности на рабочих местах, создавая необходимые условия для реализации права работника на работу в безопасных условиях труда, а также на защиту своих прав и получение соответствующих компенсаций при наступлении несчастного случая на производстве или профессионального заболевания. В то же время современное развитие требует новых идей и новых концепций. Необходимо совершенствовать существующие подходы, переходить от традиционного реагирования на уже случившееся происшествие, сделав гораздо больший акцент на профилактику. В этой связи в последние годы в республике политика в области охраны труда направлена на внедрение новых форм и методов профилактической работы по предупреждению производственного травматизма. Основными методами реализации органами государственного управления государственной политики в области охраны труда являются: 1) функционирование отраслевых и территориальных систем управления охраной труда (далее – СУОТ); 2) совершенствование СУОТ в подчиненных (расположенных на подведомственной территории) организациях, направленных на выявление и минимизацию профессиональных рисков травмирования работников; 3) рассмотрение на заседаниях коллегиальных органов: вопросов охраны и условий труда, профилактики производственного травматизма, соблюдения требований Директивы Президента Республики Беларусь от 11 марта 2004 г. № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины»; отчетов руководителей подчиненных (входящих в состав, расположенных на подведомственной территории) организаций по обеспечению охраны труда, трудовой и производственной дисциплины; обстоятельств и причин несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями с разработкой мероприятий по решению проблем безопасности труда, характерных для отрасли; 4) анализ результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в подчиненных (расположенных на подведомственной территории) организациях; 5) проведение ежегодных отраслевых и территориальных смотров-конкурсов на лучшую организацию работы по охране труда с целью формирования у работников и руководителей культуры охраны труда; 6) организация и проведение Дней охраны труда и других аналогичных мероприятий в подчиненных (расположенных на подведомственной территории) организациях; 7) проведение семинаров и конференций по охране труда. Эффективной формой работы по профилактике производственного травматизма стало проведение во всех регионах республики таких мероприятий, как «Недели нулевого травматизма». В течение 2024 года проведено 34 таких мероприятия на областном уровне, 404 – на районном (городском) и 168 мероприятий – на отраслевом уровне. В Чашникском районе Витебской области, Брагинском, Кормянском и Чечерском районах Гомельской области, а также в Белыничском районе Могилевской области не только в период проведения «Недель нулевого травматизма», но и в течение всего 2024 года не допущено случаев производственного травматизма. Для оперативного оказания руководителям и специалистам организаций практической и методической помощи в обеспечении безопасности труда при организации и проведении работ в 2024 году продолжили свою работу 152 мобильные группы, созданных местными исполнительными и распорядительными органами. Ими проведено 14,2 тыс. обследований (таблица 1), в ходе которых нанимателям рекомендовано устранить более 142 тыс. недостатков в обеспечении безопасности работающих. Таблица 1 Сведения о деятельности мобильных групп в 2024 году проведено обследованийвыявлено нарушений требований безопасностиВсего14194142336в сельскохозяйственных организациях441548444в строительных организациях239126346в иных организациях738867546 Проводится работа по укомплектованию организаций квалифицированными специалистами по охране труда. По направлениям организаций с учетом рекомендаций комитетов по труду, занятости и социальной защите облисполкомов и Минского горисполкома в 15 учреждениях образования, осуществляющих переподготовку специалистов по охране труда, в 2024 году завершили обучение 182 человека, продолжают обучение – 348 человек. Всего с 2004 года переподготовку прошли 3,2 тысяч специалистов организаций. Органами государственного управления с участием государственных инспекторов Департамента государственной инспекции труда организована проверка знаний у более 50 тыс. руководителей, должностных лиц и членов комиссий для проверки знаний работников организаций по вопросам охраны труда. Более 38,9 тысяч прошли повышение квалификации по вопросам охраны труда. В рамках работы по пропаганде безопасных условий труда в регионах проводились семинары и конференции по вопросам практического применения законодательства об охране труда, в том числе проведена белорусско-российская конференция по вопросам охраны труда, на которой обсуждены вопросы унификации законодательства об охране труда в рамках Союзного государства, пути совершенствования механизмов профилактики производственного травматизма. В целях популяризации вопросов охраны труда, активизации и повышения эффективности осуществления информационного обеспечения деятельности по охране труда на подведомственной территории Министерством труда и социальной защиты 11 декабря 2024 г. проведены итоги республиканского смотра-конкурса «Лучшее информационное обеспечение охраны труда» среди местных исполнительных и распорядительных органов. Осуществляется мониторинг вредных условий труда путем проведения в организациях аттестации рабочих мест по условиям труда. Работникам, работающим во вредных условиях труда, предоставляются компенсации по условиям труда: право на повышенную оплату труда, сокращенная продолжительность рабочего времени, дополнительный трудовой отпуск. Согласно данным государственной статистической отчетности2-условия труда (Минтруда и соцзащиты) «Отчет по условиям труда» в организациях республики по состоянию на 1 января 2025 года по сравнению с 1 января 2024 года списочная численность работников, занятых на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда, уменьшилась с 703,5 тыс. до 672,9 тыс. человек илина 4,3 процента. Удельный вес работников, занятых на рабочих местах с вреднымии (или) опасными условиями труда, к общему количеству занятыхв экономике составил 16,3 процента. В организациях республики в течение 2024 года приведены в соответствие с требованиями гигиенических нормативов 17,8 тыс. рабочих мест для 21,9 тыс. работников (улучшены условия труда на 13,5 тыс. рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда для 18,1 тыс. работников). Виды компенсаций по условиям труда, предоставляемых работникам за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, приведены в таблице 2. Таблица 2 Численность работников пользующихся компенсациями по условиям труда (тыс. человек) Показатель2023 г.2024 г.Увеличение (уменьшение), %Численность работников, которые пользуются компенсациями по условиям труда, из них имеют право на:703,5672,9– 4,3дополнительный отпуск702,1668,3– 4,8сокращенную продолжительность рабочего времени61,458,4– 4,9оплату труда в повышенном размере585,6557,4– 4,8 В целях обеспечения на должном уровне контроля за фактическим состоянием условий труда в организациях и обоснованностью предоставления компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, законодательством обеспечено ведение банка данных результатов аттестации рабочих мест по условиям труда посредством АИС «Мониторинг условий труда на производстве». Работа по улучшению условий труда способствует сокращению случаев профессиональной заболеваемости. В 2024 году в республике по данным Минздрава зарегистрировано 30 случаев впервые установленных профессиональных заболеваний, острые профессиональные заболевания не регистрировались (в 2023 году – 32 случая). Среди заболевших 28 мужчин и 2 женщины (в 2023 – 27 и 5). Уровень профессиональной заболеваемости на 10 тыс. работающих снизился и составил 0,08 случаев (в 2023 году – 0,09). Наибольшее количество потерпевших в результате профессиональных заболеваний зарегистрировано в г. Минске и Минской области (таблица 3). Таблица 3 Количество потерпевшихв результате профессиональных заболеваний, человек 2023 г.2024 г.Республика Беларусь3230Брестская1—Витебская12Гомельская2—Гродненская21г. Минск1318Минская127Могилевская12 Наибольшее число потерпевших в результате профессиональных заболеваний в 2024 году зарегистрировано в организациях по производству машин и оборудования (таблица 4). Таблица 4 Распределение профессиональных заболеванийпо видам экономической деятельности Наименование вида экономической деятельности по ОКЭДКол-во заболевшихВсего33Сельское, лесное и рыбное хозяйство1растениеводство и животноводство, охота и предоставление услуг1Горнодобывающая промышленность6добыча металлических руд и прочих полезных ископаемых6Обрабатывающая промышленность23производство текстильных изделий, одежды1производство кокса и продуктов нефтепереработки1производство резиновых и пластмассовых изделий1производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки20 В 2024 году впервые установлены проценты утраты трудоспособности без установления инвалидности вследствие профессионального заболевания у 10 человек, вследствие трудового увечья – у 123 человек, инвалидность вследствие профессионального заболевания у 4 человек, вследствие трудового увечья – у 109 человек (таблица 5). Таблица 5 Количество лиц, которым впервые установлены проценты утраты трудоспособности и (или) инвалидность в результате трудового увечья и профессионального заболевания в 2024 г. РегионУстановлены проценты утраты трудоспособности без установления инвалидностиУстановлена инвалидностьвследствие профессионального заболеваниявследствие трудового увечьявследствие профессионального заболеваниявследствие трудового увечьяРеспублика Беларусь101234109Брестская—2—20Витебская—6112Гомельская—26—26Гродненская—16—14г. Минск72127Минская334118Могилевская—18—12 При анализе профессиональных заболеваний по этиологическим факторам определено, что 80 процентов заболеваний возникли по причине воздействия промышленных аэрозолей, 20 процентов – физических факторов. Весь комплекс мероприятий в области охраны труда, от принятия законодательства и разработки систем управления охраной труда до государственного надзора и общественного контроля, направлен на решение одной главной задачи – сокращение производственного травматизма. В Республике Беларусь в этом вопросе удалось достичь определенных положительных результатов. По данным Департамента государственной инспекции труда в 2024 году по сравнению с 2023 годом в организациях республики отмечается: – сохранение общего числа травмированных на производстве практически на уровне 2023 года. В 2023 году травмированона производстве 1850 человек, в 2024 году – 1849 человек; – снижение случаев гибели с 117 до 105 человек. Справочно. В 2024 году Департаментом выявлен 21 несчастный случай на производстве, скрытый работодателями от расследования. По всем указанным несчастным случаям проведены расследования, виновные должностные лица привлечены к административной ответственности. Кроме того, Департаментом вскрыты 16 фактов травмирования граждан, допущенных к выполнению работ без оформления трудовых отношений. По требованию Департамента данные случаи квалифицированы как производственные. Рост общего числа потерпевших на производстве по сравнению с 2023 годом отмечен в Брестской и Гомельской областях, погибших – в Гродненской и Минской областях (таблица 6). Таблица 6 Численность работающих, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве, человек ВсегоВ % к 2023 г.из них со смертельным исходомВ % к 2023г.2023 г.2024 г.2023 г.2024 г.Республика Беларусь1850184999,911710589,7Брестская249312125,3181794,4Витебская20519494,613538,5Гомельская197214108,6181477,8Гродненская23320889,31318138,5г. Минск29628596,3181372,2Минская36836298,42223104,5Могилевская30227490,71515100,0 Среди пострадавших на производстве 1369 мужчин (74,0 процента) и 480 женщин (25,9 процента). Из 105 работающих, погибших на производстве в 2024 году, 101 мужчина (96,2 процента) и 4 женщины (3,8 процента). В 2024 году в результате несчастных случаев на производстве пострадало 17 работающих в возрасте моложе 18 лет, 2 из которых погибло. Коэффициент частоты производственного травматизма (численность потерпевших на производстве в расчете на 100 тысяч застрахованныхпо обязательному страхованию от несчастных случаев на производствеи профессиональных заболеваний) в 2024 году составил 50,6, коэффициент частоты смертельного травмирования – 2,9 (таблица 7). Таблица 7 Уровень производственного травматизма в расчете на 100 тысяч застрахованных Коэффициент частоты производственного травматизма общийКоэффициент частоты производственного травматизма со смертельным исходом2023 г.2024 г.2023 г.2024 г.Республика Беларусь50,350,63,22,9Брестская52,665,83,83,6Витебская53,151,03,41,3Гомельская41,245,43,83,0Гродненская62,856,83,54,9г. Минск28,527,41,71,3Минская63,662,93,84,0Могилевская86,079,54,34,4 По видам экономической деятельности в 2024 году, как и в 2023 году, наибольшее количество случаев травмирования работников на производстве отмечается в организациях промышленности, сельского хозяйства, строительства и транспортной деятельности. Чаще всего травмы со смертельным исходом отмечаются в сфере строительства, сельского хозяйства и промышленности (таблица 8). При этом самые высокие коэффициенты частоты травмированияи гибели работающих отмечены в таких видах экономической деятельности как растениеводство и животноводство, охота и предоставление услуг в этих сферах, строительство, а также в промышленности (таблица 9). Таблица 8 Количество работающих, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве, по видам экономической деятельности, человек Всего / удельный вес от их общего количества, %из них со смертельным исходом / удельный вес от их общего количества, %2023 г.2024 г.2023 г.2024 г.Республика Беларусь1850/1001849/100117/100105/100промышленность595/32,2540/29,224/20,518/17,1растениеводство и животноводство, охота и предоставление услуг в этих областях429/23,2430/23,325/21,425/23,8строительство237/12,8243/13,131/26,528/26,7транспортная деятельность, складирование, почтовая и курьерская деятельность131/7,1136/7,418/15,414/13,3оптовая и розничная торговля, ремонт автомобилей и мотоциклов115/6,2116/6,35/4,16/5,7здравоохранение и социальные услуги63/3,476/4,1––снабжение электроэнергией, газом, паром, горячей водой и кондиционированным воздухом48/2,650/2,76/4,91/1,0лесоводство и лесозаготовки33/1,845/2,43/2,76/5,7образование34/1,837/2,01/0,9–водоснабжение, сбор, обработка и удаление отходов21/1,127/1,51/0,9–прочие виды деятельности144/7,7149/7,73/2,77/6,7 Таблица 9 Уровень производственного травматизма по видам экономической деятельности (на 100 тысяч работников) Коэффициент частоты производственного травматизмаобщийсо смертельным исходом2023 г.2024 г.2023 г.2024 г.Республика Беларусь50,350,63,22,9сельское, лесное и рыбное хозяйство149,0153,29,010,0строительство113,7116,614,913,4промышленность65,459,32,62,0 В 2024 году наибольший удельный вес среди травмированныхи погибших на производстве, составили работающие организаций коммунальной формы собственности. В них в результате несчастных случаев на производстве пострадало 780 работающих, из них 38 погибло. При этом наибольшее количество пострадавших и погибших на производстве – работающие организаций Брестской и Минской областей. Среди потерпевших работников организаций коммунальной формы собственности около половины – работающие сельскохозяйственных организаций. В 2024 году по сравнению с 2023 годом увеличилось количество получивших травмы на производстве в организациях частной формы собственности с 626 до 656 человек, а погибших – с 43 до 55. Статистика производственного травматизма показывает, что среди получивших травмы и погибших в результате несчастных случаев на производстве более половины – лица в возрасте старше 40 лет(таблица 10). Таблица 10 Количество пострадавших в результате несчастных случаев на производстве в зависимости от возраста, человек Всего / удельный вес от их общего количества, %из них со смертельным исходом / от их общего количества, %2023 г.2024 г.2023 г.2024 г.Республика Беларусь1850/1001849/100117/100105/100до 18 лет15/0,817/0,91/0,92/1,9с 18 до 30 лет (включительно)339/18,3327/17,720/17,110/9,5с 31 до 40 лет (включительно)403/21,8367/19,822/18,824/22,9с 41 до 50 лет (включительно)405/21,9453/24,519/16,230/28,6с 51 до 60 лет (включительно)529/28,6486/26,341/35,030/28,6старше 60 лет159/8,6199/10,814/12,09/8,6 Мониторинг производственного травматизма показал,что основными факторами травмирования людей на производствев 2024 году явились воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов и деталей, а также падение потерпевшегос высоты и из-за дорожно-транспортных происшествий. Удельный вес травмированных на производстве и погибших в 2024 и 2023 годах в организациях республики по основным видам происшествий приведен в таблице 11. Таблица11 Удельный вес происшествий, повлекших травмирование или гибель работников на производстве Удельный вес от общего количества травмированных, %Удельный вес от общего количества погибших, %2023 г.2024 г.2023 г.2024 г.Всего100,0100,0100,0100,0воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей и тому подобное27,626,816,221,9падение потерпевшего во время передвижения18,818,02,61,0дорожно-транспортное происшествие9,411,817,921,0падение потерпевшего с высоты9,59,417,919,0падение, обрушение конструкций зданий и сооружений, обвалы предметов, материалов, грунта и тому подобное7,28,510,316,2повреждения в результате контакта с представителями флоры и фауны5,46,91,71,9воздействие вредных веществ1,81,9––нанесение травмы другим лицом2,21,80,9–воздействие экстремальных температур3,11,62,61,0поражение электрическим током1,51,26,87,6пожар0,50,60,92,9падение потерпевшего в колодцы, ямы, траншеи, емкости и тому подобное0,60,50,9–взрыв0,60,42,6–отравление0,50,22,6–асфиксия0,20,11,71,9утопление0,10,11,71,0стихийные бедствия0,1–0,9–прочие10,910,211,84,6 Анализ завершенных расследований несчастных случаевна производстве свидетельствует, что большинство подобных происшествий в 2024 году обусловлено неисполнением работодателямии (или) самими работающими требований охраны труда, причемэто характерно для организаций всех форм собственности (таблица 12). При этом удельный вес несчастных случаев, происшедшихиз-за необеспечения работодателями (их должностными лицами) безопасных условий труда, продолжает оставаться значительным. Таблица 12 Удельный вес причин производственного травматизма Травматизм на производствеИсключи-тельно по вине работода-теляСмешанная ответстве-нность работода-теля и потерпев-шегоИсключи-тельно по вине потерпе-вшегоПрочиеРеспублика Беларусьобщий13,66,633,846,0смертельный32,6–34,932,5организации республиканс-кой формы собственностиобщий10,98,640,440,1смертельный25,0–50,025,0организации коммунальной формы собственностиобщий14,84,730,250,3смертельный41,2–23,535,3организации частной формы собственностиобщий13,97,633,744,8смертельный27,3–40,931,8 Попрежнему значительным остается количество несчастных случаев, происшедших при отсутствии опасного и (или) вредного производственного фактора из-за неосторожности потерпевшего. Удельный вес таких несчастных случаев в 2024 году составил 18,3 процента (таблица 13). Практически неизменным остается удельный вес причин, обусловленных действиями самих потерпевших, в частности нарушение ими трудовой и производственной дисциплины, инструкций по охране труда, нахождение их в состоянии алкогольного опьянения. При этом проблема появления работников на работе в состоянии алкогольного опьянения, распития спиртных напитков в рабочее время или по месту работы по-прежнему остается острой. По данным Департамента в 2024 году по сравнению с 2023 годом количество работающих, находившихся в момент травмирования в состоянии алкогольного опьянения, возросло с 55 до 68 человек и составило 3,8 процента от общего числа травмированных на производстве. Среди погибших на производстве в 2024 году в указанном состоянии находилось 18 человек (17,1 процента от общего числа погибших на производстве). Следует отметить, что в 2024 году по данным Белстата в организациях республики допущено 19438 случаев появления на работе работников в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. По данным основаниям уволено 3569 работников. Таблица 13 Удельный вес основных причин несчастных случаев, произошедших в 2024 году (по завершенным расследованиям), % Наименование причинывсе несчаст-ные случаинесчаст-ные случаи со смер-тельным исходомСо стороны потерпевших:нарушение трудовой дисциплины, требований нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, локальных правовых актов по охране труда25,617,7личная неосторожность18,3–нарушение правил дорожного движения2,11,4нарушение требований безопасности при эксплуатации транспортных средств, машин, механизмов, оборудования, оснастки, инструмента1,82,7нахождение в состоянии алкогольного опьянения1,64,8неприменение выданных средств индивидуальной защиты1,50,7нарушение требований по охране труда потерпевшим, являющимся должностным лицом0,71,4нарушение правил пожарной безопасности0,1–Со стороны должностных лиц нанимателя:невыполнение руководителями и специалистами обязанностей по охране труда8,713,6неудовлетворительное содержание и недостатки в организации рабочих мест4,05,4допуск потерпевших к работе без обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда3,88,8допуск потерпевших к работе без проведения стажировки по вопросам охраны труда и (или) инструктажа по охране труда3,47,5привлечение потерпевшего к работе не по специальности (профессии)1,53,4эксплуатация неисправных машин, механизмов, оборудования, оснастки, инструмента, транспортных средств0,92,0необеспечение потерпевшего средствами индивидуальной защиты1,23,4отсутствие, некачественная разработка проектной документации на строительство, реконструкцию производственных объектов, сооружений, оборудования1,04,1недостатки в обучении и инструктаже потерпевшего по охране труда0,92,7нарушение требований проектной документации0,91,4нарушение технологического процесса0,6–неудовлетворительное техническое состояние зданий, сооружений, территории0,5–несовершенство, несоответствие технологического процесса требованиям по охране труда0,5–не проведение предсменного медицинского осмотра или освидетельствования на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения потерпевшего0,30,7конструктивные недостатки, несовершенство, недостаточная надежность средств производства (машин, механизмов, оборудования, оснастки, инструмента, транспортных средств) по охране труда0,3–отсутствие, неэффективная работа средств коллективной защиты0,20,7Среди прочих причин:нарушение требований по охране труда другими работниками5,33,4нарушение правил дорожного движения другим лицом4,62,7противоправные действия других лиц1,10,7прочие8,610,8 В целях обеспечения прав граждан на безопасный труд в Республике Беларусь с 1993 года введен институт государственного надзора за соблюдением законодательства об охране труда. В настоящее время его осуществляет специально созданный надзорный орган – Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь. В 2024 году основными формами осуществления Департаментом надзора за соблюдением законодательства об охране труда являлись проведение проверок, мониторингов и мероприятий технического (технологического, поверочного) характера. Департаментом проведено 379 выборочных и 11 внеплановых проверок, а также 2168 мониторингов и 762 специальных расследования несчастных случаев на производстве, в ходе которых предложено (предписано) к устранению свыше 42 тыс. нарушений требований охраны труда. Государственными инспекторами предложено приостановить деятельность 52 объектов строительства, 117 цехов (производственных участков), а также запретить эксплуатацию более 3 тыс. станков, машин, производственного оборудования, эксплуатация которых создавала угрозу жизни и здоровью работников. Государственные инспекторы Департамента приняли участие в качестве специалистов в 258 проверках, проводимых другими контролирующими (надзорными) органами. За нарушения законодательства об охране труда привлечены к административной ответственности в виде штрафа более 2,8 тыс. уполномоченных должностных лиц и 11 работников, а также в целях профилактического характера вынесено свыше 1,4 тыс. предупреждений. По требованию государственных инспекторов к дисциплинарной ответственности привлечено свыше 2,3 тыс. должностных лиц и отстранено от работы в соответствии со статьей 49 ТК свыше 7 тыс. человек. Справочно. С учетом проводимой работы по профилактике правонарушений при проведении мониторингов и специальных расследований в случае выявления нарушений законодательства об охране труда и их устранения в установленные сроки штрафные санкции к должностным лицам работодателей не применялись. Департаментом проводится работа по выявлению фактов сокрытия нанимателями от расследования несчастных случаев на производстве. В 2024 году установлено 21 таких фактов. За данные нарушения 21 должностное лицо привлечено к административной ответственности в виде штрафа. Кроме того, 261 должностное лицо привлечено к административной ответственности в виде штрафа за иные нарушения требований Правил расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2004№ 30. Закон Республики Беларусь «О профессиональных союзах» наделил профсоюзы правами по защите прав работников на безопасные условия труда в рамках общественного контроля. Полномочия профсоюзов при осуществлении общественного контроля за соблюдением требований охраны труда определены Указом Президента Республики Беларусь от 6 мая 2010 г. № 240 «Об осуществлении общественного контроля профессиональными союзами». В ходе осуществления профсоюзами общественного контроля за соблюдением законодательства об охраны труда техническими инспекторами труда технической инспекции труда ФПБ в 2024 году проведено свыше 8 тыс. проверок и мониторингов, по результатам которых нанимателям предложено устранить свыше 55 тыс. нарушений. Кроме того, рейдовыми группами технической инспекции труда ФПБ в ходе посещения 1,1 тыс. организаций рекомендовано к устранению свыше 11 тыс. нарушений требований охраны труда. Кроме того, в 2024 году в рамках осуществления надзорных мероприятий, а также реализации Соглашения между Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь и Федерацией профсоюзов Беларуси о сотрудничестве по вопросам создания безопасных и здоровых условий труда и профилактике производственного травматизма государственными инспекторами Департамента во взаимодействии с профсоюзами посещено 623 студенческих отряда и изучена работа по охране труда в части обеспечения безопасных условий труда при осуществлении их деятельности. Для придания этой работе системного характера Департаментом подготовлено и направлено заинтересованным информационное письмо от 21 мая 2024 г. № 02-08/417 «О соблюдении требований законодательства при организации деятельности студенческих отрядов». Обеспечение охраны труда – это повседневная работа, и только при наличии глубокого внутреннего убеждения руководителя организации, иных должностных лиц, самих работников в том, что это важный элемент культуры управления, который обязательно принесет свои дивиденды, можно вывести работу по охране труда на новый качественный уровень. Навигация по записям Для учащихся 8-11 классов состоялась диалоговая площадка по теме «Молодость — время выбора. Управление государством» Команда «Лучики» продолжает своё увлекательное путешествие по Беларуси