Государственное учреждение образования "Средняя школа №1 г.п.Кореличи"
Отдел образования Кореличского районного исполнительного комитета
Предметная наглядность позволяет учащимся достаточно быстро и хорошо запомнить учебную информацию и сформировать у них представление о художественной культуре, о видах и жанрах искусства, о специфике каждого вида искусства, а также сформировать необходимые навыки художественной деятельности — навыки рисования, лепки, аппликации, художественного конструирования. Эти методы основаны на показе, подражании образцу педагога.
Участие детей с проблемами в различных видах художественной деятельности обязательно требует направляющей помощи педагога (в виде инструкций, советов, поддержки, подсказки, подкреплений), которая осуществляется с помощью речи и практических действий.
Использование репродуктивных методов особенно эффективно при организации художественных занятий детей с задержкой психического развития, интеллектуальной недостаточности. Они широко используются в изобразительной деятельности, музыкальной, театрализованной. Эти методы эффективны, когда учебный материал носит в основном информативный характер и не требует от учащихся самостоятельных поисковых действий. Вместе с тем они не позволяют активно развивать мышление ребенка, не нацеливают на поисковые действия, формализуя процесс обучения. Чрезмерное использование репродуктивных методов ведет к зубрежке, т. е. формальному заучиванию материала, что недопустимо в случае общения с искусством.
Здесь важно оптимальное сочетание методов самостоятельной работы учащихся с работой под руководством педагога. Самостоятельная работа формирует необходимые умения и навыки, развивает волевые качества, уверенность в своих действиях.
Прежде всего, следует подчеркнуть, что школьники с интеллектуальной недостаточностью значительно позже, чем их нормальные сверстники, овладевают предметным рисованием. Например, такие традиционные рисунки, как дом, дерево, человек, выполненные учащимися младших классов специальной школы, ни по степени полноты и специфичности отражения особенностей объектов, ни по уровню графических средств их передачи не превышают того, что наблюдается в рисунках нормальных детей дошкольного возраста. Характерные черты таких рисунков — примитивность, схематичность, статичность, стереотипность. Примитивность и схематичность изображений проявляются в том, что общее строение и форма предметов предельно упрощаются, существенные части и детали опускаются. Они, как правило, лишены объемности и светотени, а по форме приближаются к знакомым геометрическим фигурам. Единственным изобразительным средством является простая, «проволочная» линия, имеющая одинаковую толщину на всем протяжении. Контурное построение рисунка — основной способ передачи школьниками с интеллектуальной недостаточностью графического образа предмета. Однако и передача контура является для них сложной задачей. Вследствие слабости зрительного анализа многие ученики не в состоянии должным образом вычленить контур подлежащего изображению объекта. Отсутствие полноценного зрительного образа ведет к ошибкам образа графического. «То самое движение, — пишет И.М.Сеченов, — которое делает рука с карандашом при нанесении контура на бумагу, проделывает глаз при рассматривании предметов». Но так как в момент восприятия очертания предмета оказываются как бы размытыми, а тонкие изгибы не усматриваются и форма видится упрощенной, то и рисунок получается «смазанным», неопределенным по форме, нередко грубо искаженным.
Изготовлении наглядных пособий затруднено так как специальных мастерских, которые изготовляли бы полные наборы учебно-методических пособий и моделей, в настоящее время не существует. Каждый педагог сам изготавливает их, а иногда обходится без них, рисуя на бумаге или на полях рисунка ученика, что намного снижает качество преподавания. Наглядные учебные пособия составляют тот необходимый учебный (дидактический) материал, без которого не может обойтись ни одна система без ущерба для качества преподавания. Среди работ учителей встречаются очень оригинальные и интересные пособия, но они доступны не каждому. Наиболее распространенным видом наглядных пособий в настоящее время стали методические таблицы и плакаты.
При изготовлении методических таблиц, наглядно раскрывающих последовательность работы над рисунком, педагогу необходимо иметь в виду следующее:
— Последовательность этапов работы внимательно продумывается педагогом. Во-первых, выделяются наиболее важные моменты построения изображения и, во-вторых, устанавливается их очередность, чтобы у школьника выработалась определенная система работы над рисунком. Каждая таблица дает предпосылки для следующей, а каждая последующая логически вытекает из предыдущей.
— Рисунки выполняются очень четко и ясно. В методических таблицах не должно быть манерных росчерков, эффектно брошенных штрихов, которые затрудняют выявление закономерностей строения формы. Не следует бояться «сухости» рисунка, иногда целесообразно даже несколько упростить форму, сделать ее более наглядной и ясной.
— Таблицы могут быть снабжены небольшим текстом, объясняющим, как ими пользоваться. Методические пояснения могут быть очень краткими, но они должны давать ясные указания ученику, как вести работу, на что в первую очередь обратить внимание.
Как мы уже говорили, одним из эффективных приемов наглядного обучения является рисунок педагога. Когда педагог демонстрирует перед учениками процесс работы над рисунком, то усваивается не только учебный материал, но и возможности техники исполнения. Показывая тот или иной способ нанесения штриховки, метод выражения формы средствами рисунка и живописи, педагог добивается особенно большого эффекта, когда наглядно перед глазами ученика проделывает все это своей рукой. Однако процесс построения рисунка рукой педагога должен быть хорошо согласован с ходом изложения учебного материала. Главным в данном случае должны быть пояснения педагога, рисунок лишь дополняет слова.
Соблюдая принцип наглядности, преподаватель должен вести дело так, чтобы всем ученикам было разъяснено и показано на примерах применение тех или иных законов и правил рисования. Наглядность в обучении рисованию с натуры мы рассматриваем не как вспомогательное средство обучения, а как ведущее. Принцип наглядности должен пронизывать всю систему обучения изобразительному искусству.
1.Смешение красок
1.Выполните упражнение по «вливанию» цвета в цвет
Приготовьте растворы двух красок. На бумагу положите рядом несколько мазков каждой краской, пока краски не высохли, размойте и соедините их края кисточкой. Оба цвета как бы вливаются один в другой, благодаря чему при их смешивании получаются интересные переходы от одного цвета к другому.
2.Сделайте упражнение по «Вливанию» цвета в цвет. Возьмите несколько красок и накладывайте мазки так, чтобы один цвет чуть-чуть заходил на другой, пока краски еще не высохли. Попробуйте получить интересные переходы цвета в цвет, используя бумагу, смоченную водой.
2.Цветовой круг ( 12 цветов) 1. Возьмем циркуль и начертим на месте бумаги большой круг (во весь лист). Лист лежит вертикально. Делим его пополам. Отмечаем центр.
2. Делим его на 6 равных частей.
3. Внутри и снаружи рисуем малый и большой круги.
4. Теперь возьмем 3 основных цвета (по очереди) и ровно закроем ими части круга (средние дольки) через одну в следующем порядке: красный, желтый, синий.
Закрашиваем средний ряд долей, не трогая соседние, внутренний и внешний круги.
5. Оставшиеся просветы закрашиваем составными цветами, смешивая 2 соседних основных цвета (не путать!). Работаем только с основными цветами и палитрой (а не готовой краской!).
6. Теперь к каждому цвету среднего круга поочередно добавляем поочередно добавляем по чуть-чуть черной краски и закрашиваем соответствующие им участки внешнего круга. Получится цвет более темный, глухой.
7. Затем к каждому цвету среднего круга поочередно добавим по чуть-чуть белойкраски также закроем соответствующие участки внутреннего круга.
Крайние цвета цветового спектра — красный и фиолетовый — более похожи один на другой, чем крайние со средними, например красный и зеленый. Это позволило расположить спектральные цвета по кругу.
3.Последовательность рисования дачного домика.
1.Чтобы нарисовать дом карандашом возьмите лист бумаги и простой карандаш. Нарисуйте фигуру, изображенную на рисунке
2.К полученной фигуре дорисуйте справа прямоугольник.
3.Теперь Вы видите, что мы начали строить дом и нам нужно дорисовать крышу. Следуйте примеру на рисунке
4.Сверху крыши рисуем дымовую трубу. Она у нас квадратная, крепкая.
5.Внизу на доме нарисуйте линию. Это будет украшением для нашего сооружения. Поставьте черточки в местах, где хотите нарисовать окошки. Это делается для того, чтобы окошки были размещены ровно.
6.Теперь дорисовываем окошки. Они могут быть квадратными или такими закругленными, как у меня.
7.Настало время украсить наш домик. На крыше можно выделить несколько кусочков шифера, а внизу, под линией – камешки как украшение нашего здания. В окошках – шторки. Украсить можно не только дом, но и территорию вокруг него. Здесь можно максимально подключить свою фантазию. Лично я нарисовала забор как неотъемлемую часть территории, дерево и газон.
8.Нарисовать дом поэтапно для детей будет особенно интересно во время раскрашивания.
4. Правильное построение горшок с цветами
1.Выполнение основного рисунка. Используем: прямоугольник, эллипс, линию.
2.Удаление ненужных элементов рисунка и добавление новых деталей. Используем: кривую, прямые линии.
Игры и упражнения на узнавание, различение и называние предметов по величине
1. На столе у учителя— наборы плоских и объемных предметов разной величины: кубики, шары, кольца, круги, квадраты и т. п. Действия учащихся должны-быть направлены на подбор, расстановку и раскладывание предметов или их частей. Даются задания:
• Покажите самый большой кубик. • Покажите самый маленький шар. • Сложите башню, начиная с самого большого кубика. • Сложите пирамиду, начиная с самого большого кольца. Возьмите самый большой круг, положите на него самый большой кубик, на кубик поставьте самую маленькую матрешку.
2. На столе — три набора трехсоставных матрешек в разобранном виде. Учитель вызывает трех учеников и предлагает им сложить матрешки, а затем поставить их в ряд, начиная с самой большой. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее.
3. К доске вызывают 5—6 учеников. Каждому из них учитель дает в руки вырезанный из картона круг (квадрат): одним — большой, другим — чуть поменьше. Потом ставит перед ними задачу разделиться на две группы с учетом величины геометрических фигур.
4. К доске прикрепляются две рейки с гвоздиками. На столе сложены 8—10 колец (или кругов с дырочками) двух размеров. Учитель вызывает двух учеников. Один из них получает задание отобрать большие кольца и надеть их на гвоздики. Такая же задача стоит и перед другим учеником, но он должен отобрать кольца меньшего размера. Выполнять задание дети начинают одновременно по команде учителя. Выигрывает тот, кто быстрее и без ошибок наденет кольца на гвоздики.
5. К доске прикреплены рисунки предметов, вырезанных по контуру: арбуз, колесо; носовой платок, шахматная доска; дыня, маска; альбом, портфель; дорожный знак, палатка (треугольной формы). В оборудование занятия входят также геометрические формы (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник); величина их равна величине рисунков на доске. Перед учащимися стоит задача: по указанию учителя назвать геометрическую фигуру, а затем наложить на предмет, который соответствует ей по форме (круг — на арбуз, квадрат — на шахматную доску, овал — на дыню и т.д.). 8. Каждый ученик имеет «корзины» с овощами и фруктами: луком, огурцами, морковью, репой, капустой; лимонами, яблоками, апельсинами, грушами (вырезаны из плотной бумаги или картона).Дидактическая задача — совершенствовать восприятие формы предметов, закреплять представления о форме разных овощей и фруктов.
Очень важно на всех этапах педагогического процесса стимулировать положительную мотивацию художественной деятельности, которая может быть обеспечена такими методами и приемами, как:
— показ готового образца (например, в изобразительной деятельности показ готового продукта деятельности — рисунка, аппликации, лепки)
— применение творческих заданий во всех видах художественной деятельности;
— использование занимательных упражнений, связанных с мелкой моторикой рук и пальцев;
— применение игровых ситуаций;
— создание «ситуаций успеха», вызывающих эмоционально-положительные переживания;
— использование специального оборудования и нетрадиционных материалов для занятий художественной деятельностью (например, мольбертов, тканей и различных природных материалов в изобразительной деятельности);
— наблюдение культурно-досуговых мероприятий и участие в них;
— обогащение детей новыми впечатлениями.
Показ яркого, выразительного образца, изготовленного взрослым в изобразительной деятельности, вызывает у детей эстетические чувства, способность любоваться, наслаждаться красиво выполненной работой и желание подражать ей — лепить, рисовать, конструировать и т. п. В музыкальной деятельности эмоционально-выразительное исполнение педагогом песни является не только примером для исполнения, но и вызывает у детей сопереживание тем чувствам, которые в ней выражены, и желание ее исполнить так же выразительно.
Использование метода творческих заданий у детей с проблемами в развитии находится в прямой зависимости от степени развития их творческого воображения. Чем в большей степени развит творческий компонент воображения, тем более эффективным будет применение творческих заданий.
Как известно, в дошкольном возрасте у детей с отклонениями в развитии наблюдается отставание в развитии творческого воображения. Коррекция отклонений в развитии данной психической функции дает положительные результаты в том случае, когда работа педагога в этом направлении носит целенаправленный характер и организуется в два этапа: первый этап — пропедевтический, где формируются предпосылки творческого воображения, второй — основной, в процессе которого формируются самостоятельные творческие проявления детей в художественной деятельности.
Тема урока «Проверка парных согласных в корне слова»
Задачи: формировать умение проверять правописание согласных в корне слова;
Развивать слуховое восприятие при прослушивании аудио произведений.
Закреплять умение выделять корень в слове;
Воспитывать умение работать в команде при выполнении заданий.
Оборудование: тетради, ручки, задания с карточками, предметные картинки, звуковое сопровождение.
Ход урока.
1. Организационный момент.
1.1. Мотивация
1.2. Проверка готовности к уроку
— Проверьте, всё ли готово у вас к уроку.
— Хорошо. Тогда друг другу улыбнемся и работаю займемся.
— Я предлагаю вам сегодня работать под девизом:
«Хочешь грамотным быть — учись думать и мыслить»
— Сегодня я желаю вам достичь маленькую, но важную вершину на пути к грамотности.
1.3. Пальчиковая гимнастика
На двери висит замок,
Кто его открыть бы смог?
Потянули, потянули
Покрутили, покружили
Постучали, постучали,
И открыли!
2. Основная часть
2.1. Словарная работа
Запишите сегодняшнее число. Классная работа. Словарное слово на сегодня РЕБЯТА.
2.2. Самоопределение к деятельности
— Какие парные согласные мы знаем?
— Ребята, понаблюдаем за тем, что происходит с парными согласными на конце и в середине слова.
Проверим, как звучит парный согласный на конце слова.
Назовём предметы. Выделим последние звуки.
Арбуз. Слышим звук С – пишем букву З.
Тетрадь. Слышим звук Т – пишем букву Д.
Проверим, как звучит парный согласный в середине слова перед глухими согласными.
Юбка. Слышим звук П – пишем букву Б.
Ложка. Слышим звук Ш – пишем букву Ж.
Делаем вывод: звонкие парные на конце слова и в середине перед глухими согласными оглушаются, значит, написание парных согласных надо проверять.
2.3. Постановка темы и цели урока.
Значит тема нашего урока: «Проверка парных согласных в корне слова».
— Какова же цель нашего урока?
(Научиться проверять парный согласный звук в корне слова.)
2.4. Работа по теме урока.
— Ребята, сегодня на урок к нам хотела прийти Катя . Но Катя пошла к бабушке, а нас просит отыскать клад, который спрятал от неё брат. Ей нужна наша помощь.
— Вот, посмотрите, что она вам написала, так торопилась, что даже буквы в словах не дописала. А может быть не знала, что писать. Вот послание от Катя каждому из вас.
Дорогой дру.,, !
Помоги мне отыскать ду… . Около которого зарыт кла.. . В случае удачи тебя ждет сюрпри… .
— Ребята, вы согласны помочь Маше?Тогда давайте попробуем разобраться с ее посланием и поможем найти место, где зарыт клад?— Посмотрите, какие буквы надо вставить в слова?
1)Проверка задания.
1- й человек читает первое предложение. Друг. Пропущена буква- г, слышится- к, пишется г
2- ой человек читает второе предложение. Дуб, клад.
3- ий человек читает третье предложение. Сюрприз.
2) Работа на доске.
Друг
Дуб
Клад
Сюрприз
— Что надо делать?
— Написание парных согласных надо проверять.
— Как проверить парный согласный?
(Надо изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный)
Друг- нет друга
Дуб- дубы
Клад- клады, нет клада
Сладкий- сладок
Сюрприз- сюрпризы
— А теперь подберите однокоренное слово к слову дуб, выделите корень. (Дубочек, дубок, дубовый, поддубовик ( дубовик)
— Будут ли эти слова являться проверочными словами к слову ДУБ? (Да, т.к. после согласного стоит гласный)
-А теперь соединим в правило все наши наблюдения. Как проверить парный согласный?
3. Тестовое задание «Восстанови правило».
— У каждого из вас есть текст правила, но слова в нём перепутаны.
— Ваша задача — восстановить правило.
Проверка
— Пришла пора проверить. Прочитайте, что у вас получилось.
Чтобы проверить парный согласный звук в корне слова, надо изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором после согласного стоял гласный звук или звук [ н ].
3. Физминутка.
Давайте, отдохнём.
Вы делаете прыжок, если на конце слова парный согласный, и делаете хлопок, если этой орфограммы в слове нет.
Корова, снег, парус, глаза, ландыш, хлеб, лопата, мёд, пилот, берёза, дуб, клуб, вода, зуб, школа, зима, мороз, земля, сторож.
2.5. Работа с картами.
— Еще какая задача стоит перед нами? (найти клад для Кати)
— Но, чтобы отправиться в этот лес, нужно быть очень внимательным, активным, помогать друг другу и, конечно же взять с собой запас знаний, которые нам будут очень нужны.
— Ну вот теперь можно отправиться в путешествие. А вы, я уверена, знаете, что у всех путешественников должна быть карта, которая вам поможет в поисках клада. (учитель раздаёт карты для каждой группы)
Выполните задания (лабиринт и зашифрованное предложение)
Впере… мой дорогой дру… Тебя ждет конв…р… в та…нственном месте.
4. Проверка маршрутных карт.
Ребята, вы молодцы, все дошли до таинственного места, где спрятан клад. Каждый шел своей тропой
Но посмотрите, здесь нарисован в конце конверт. Нам нужно перевернуть листочки и прочитать, что написано с обратной стороны.
— Правильно, нам нужно нажать кнопку.
— Что бы найти клад, нужно выполнить еще одно задание.
5. Работа на доске (включается запись послания от охранника клада)
Исправь ошибки в тексте.
Хорош наш лес. Там много сочных траф. В трафе живёт ёш. Под деревом рос белый грип. Рядом глубокий прут.
2. Парные согласные Д-Т в корне слова
Вставь пропущенную букву. Напиши проверочное слово.
кро__-___________________________
сле__-__________________________
сала__-________________________
салю__-________________________
восхо__-_________________________
зака__-__________________________
рассве__-________________________
предме__-_______________________
наро__-_________________________
бале__-__________________________
Проверка.
4. Рефлексия
Ну вот ребята мы выполнили все задания, и можем взять свой клад. — А вот, кажется, и он (Учитель достает спрятанные шкатулки)— Но шкатулки все равно не открываются. Наверное, надо еще что-то сказать. Давайте еще раз вспомним правило проверки парных согласных в корне слова — Вот и открылись наши шкатулки. Здесь лежит какой-то листок. Это письмо!
(звучит запись голоса Кати)
“ Дорогой друг!
Ты преодолел пока небольшой, но трудный путь и получил в награду знания. Храни этот клад знаний и пополняй его на каждом уроке. И помни: знания- это самое ценное богатство!”
— Я, надеюсь, что вы многому научились на сегодняшнем уроке. А сейчас домой.
Возьмите ваши сюрпризы.
Задачи: формировать умения исправлять ошибки в содержании и построении текста, на основе осознания особенностей текста-описания, текста-повествования;
Формировать умение делить текст на части и выделять их при записи, точно употреблять слова в речи;
Ознакомить с приемами редактирования текста:
Оборудование: М. М. Безруких. «От буквы к слову, от слова к
предложению». Тетр. №4, зан. №36, раздаточные листы с заданиями,
рабочие тетради, запись на доске, предметная картинка «Лиса».
Ход занятия:
1. Организационный этап.
Формирование навыков письма и чтения.
М. М. Безруких. «От буквы к слову, от слова к предложению». Тетр. №4, зан. 36.
1. Этап актуализации. Беседа-повторение
— Сядет тот, кто правильно ответит на вопрос:
Какие типы текстов вы знаете?(описание, повествование, рассуждение)
Каково содержание текста-повествования?(рассказ о событиях, действиях. Что произошло?)
Как строится текст-повествование? (вступление (с чего началось), развитие действий(что было дальше), заключение, развязка (чем дело кончилось))
Каково содержание текста-описания?(описать какие-либо признаки предмета речи, какой)
Как строится текст-описание?(вступление (каков он и почему требует описание), перечисление признаков предмета речи, оценка/отношение (каково впечатление))
Каково содержание текста-рассуждения? (Высказать свою точку зрения, объяснить причины, почему?)
Как строится текст-рассуждение?(Тезис (то что доказывается/объясняется), доказательство (аргументы, доводы, объяснения), выводы)
2. Запись числа, темы занятия
3.Этап формирования. Редактирование текста-описания
Выставляется предметная картинка «Лиса».)
Лиса — небольшой зверь. Тело лисы покрыто густой рыжей шерстью. У лисы короткие ноги и острая хитрая мордочка. Лиса любит мясо.
— Прочитайте текст. (Чтение текста вслух 2—3 учениками.)
— Докажите, что это текст.
— Определите тему текста. [Текст о лисе.)
— Определите основную мысль текста. (Описание лисы.)
— Определите тип текста. (Текст-описание.) Докажите.
— Как строится текст-описание? Назовите части текста-описания.
Выделены ли в тексте части?
— Озаглавьте текст. (Лиса.) (Запись заголовка текста в тетрадь, на доске.)
(Исправления, пометки делает учитель-логопед на доске по ходу редактирования текста.)
— Все ли вам нравится в тексте? Объясните свой ответ.
— Давайте отредактируем этот текст. Что значит редактировать текст? (Редактировать — значит проверять, исправлять текст.)
— Выделите общий признак предмета. Прочитайте первую часть.
— Прочитайте, как описывается каждая часть животного? (Тело, ноги, мордочка.)
— Найдите речевую ошибку в назывании частей тела. (У лисы не ноги, а лапы.) Отредактируйте предложение.
— Все ли признаки внешнего облика лисы перечислены или что-то существенное пропущено? (Не описывается хвост лисы.)
— Составьте предложение. (У лисы большой пушистый хвост.)
— После какого предложения уместно вставить это предложение? (После третьего.)
— Почему? (На хвосте тоже рыжая шерсть.)
— Значит, предложение будет третьим.
— Прочитайте вторую часть рассказа.
— Прочитайте последнее предложение. Итогом текста должна быть оценка предмета. Оценивает ли это предложение животное?
— Придумайте заключительное предложение. (Лиса —красивое животное.)
— Прочитайте третью часть.
— Прочитайте текст еще раз. Проанализируйте средства связи. (Есть повторяющиеся слова.)
— Каким словом можно заменить слово лиса (Ее, лисица, зверек.)
(Учитель-логопед записывает синонимы на доске.)
— Устно отредактируйте текст. (Чтение текста 2—3 учениками.)
Образец отредактированного текста:
ЛИСА
Лиса — небольшой зверь.
Тело ее покрыто густой рыжей шерстью. У лисицы большой пушистый хвост. У зверька короткие лапы и острая хитрая мордочка.
Лиса — красивое животное.
— Сколько частей в тексте? Как обозначить каждую часть?
— Запишите в тетрадь отредактированный текст. (Индивидуальная помощь учителя-логопеда.)
«Нельзя кое-как, положась на удачу,
Усвоить тему, решить задачу,
Правильно сшить костюм без примерки.
Каждое дело «просит» проверки».
(Из книги Волиной В.В. «Веселая грамматика».)
Проверка, чтение записанных текстов. (1—2 ученика.) Учитель-логопед анализирует, редактирует тексты.
— Прочитайте первоначальный вариант текста.
— Прочитайте окончательный вариант рассказа.
— Сравните варианты текста. Какой Вам нравится больше? Объясните свой ответ.
4. Физкультминутка
5. Этап практикования. Редактирование текста-повествования, работа над завершенностью текста
ЗАЙКА
По лесу гулял Коля. Он увидел под кустом зайку. У бедняжки болела нога. Зайка не мог бежать. Коля отнес зайку домой. Коля лечить стал зайку.
— Определите тему текста. (Текст о зайке.)
— Определите основную мысль текста. (Как Коля помог зайке.)
— Определите тип текста. (Текст-повествование.) Докажите.
— Как строится текст-повествование? Назовите части текста-повествования.
— Выделены ли в тексте части?
— Запишите заголовок. (Зайка.) (Запись заголовка текста в тетрадь.)
Все ли вам нравится в тексте? Объясните свой ответ.
— Подумайте:
Возможные ответы детей:
По лесу гулял Коля. — Гулял Коля по лесу.
Он увидел под кустом зайку. — Под кустом он увидел зайку.
Коля лечить стал зайку. — Коля стал зайку лечить.
— Предложите слова, заменяющие слова Коля, зайка. (Коля — он, мальчик. Зайка — зайчишка, его, бедняга, заинька.)
— Выделите начало рассказа. Прочитайте первую часть.
— Прочитайте предложения, в которых сообщается о том, что случилось с зайкой. (У бедняжки болела нога. Зайка не мог бежать.)
— Как вы думаете, не допущена ли здесь речевая ошибка? (Болела нога.)
— Отредактируйте предложение. (У зайки была сломана лапка. У зайки болела лапка.)
— Ясно ли из текста, как мальчик отнесся к зайке, оказавшемуся в беде?
— Какое предложение следует вставить, чтобы читателям стало ясно, почему Коля взял зайчика домой? (Коля пожалел зайку.)
— Найдите в тексте два соседних предложения, которые можно соединить в одно. (Коля пожалел зайку. Коля отнес его домой.)
— Какое предложение получится. (Мальчик пожалел зайку и отнес его домой.)
— Каким по счету должно быть это предложение? (Пятым предложением.)
— Прочитайте вторую часть отредактированного текста.
— Проанализируйте средства связи. (Есть повторяющиеся слова.)
— Подберите слова-замены для повторяющихся слов.
— Устно отредактируйте текст. (Чтение текста 2—3 учениками) Образец отредактированного текста:
Гулял Коля по лесу.
Под кустом он увидел зайку. У бедняжки была сломана лапка. Он не мог бежать. Мальчик пожалел зайку и отнес его домой.
Коля стал лечить зверька.
— Сколько частей в тексте. Как обозначить каждую часть?
(Проверка, чтение записанных предложений. (1—2 ученика.) Учитель-логопед анализирует, редактирует.)
— Прочитайте последнее предложение. Является ли этот текст законченным? Почему? (Нет конца, не понятно, чем закончилась история.)
— Предложите конец истории. (Анализ, устное редактирование вариантов учащихся.)
Возможные варианты ответов учащихся:
— Как обозначить конец действия, итог рассказа?
(Запись предложений третьей части с красной строки.)
— Запишите в тетрадь.
(Индивидуальная помощь учителя-логопеда.)
— Прочитайте первоначальный текст на доске.
— Прочитайте отредактированный текст в тетради.
— Сравните варианты текста. Какой нравится больше? Объясните свой ответ.
5. Итог занятия
— Что значит редактировать текст?
Вы сегодня все постарались, каждый из вас получает солнышко.
Самоанализ проведенного занятия
формировать умения исправлять ошибки в содержании и построении текста, на основе осознания особенностей текста-описания, текста-повествования;
Ознакомить с приемами редактирования текста.
— Организационный этап. Беседа, установление эмоционального контакта, проверка готовности к занятию. Упражнение от слова к предложению.
— Этап актуализации. Беседа — повторение. Выполнение упражнения «измени слово».
— Этап формирования. Знакомство с текстом- анализ- беседа по содержанию – совместное редактирование.
— Физкультминутка. Переключение внимания. Эмоциональная разрядка.
— Этап практикования. Работа с текстом – анализ – индивидуальное редактирование- совместная проверка.
— Этап контроля и оценки. Ответ на вопросы учителя. Оценка деятельности каждого учащегося.
Стимулирующая помощь организует ребенка, обостряет внимание, «включает» его в работу, уточняя суть учебного задания. Получив эту помощь и справившись с заданием, ребенок утверждается в своих учебных возможностях и, что не менее важно, в дальнейшем успешнее, спокойнее и быстрее приступает к выполнению учебных заданий.
Направляющая помощь «ведет» ребенка от совместного с учителем первого операционного шага к следующим шагам, но уже собственным, самостоятельным.
принцип комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности;
Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка;
Принцип единства диагностики и коррекции.
Личность является проявлением социальной природы человека. Она существует, проявляется, формируется в деятельности. Б.Г.Ананьев выделил такие личностные значимые потребности, как потребность широкого понимания, коммуникации и рефлексии, а также самоосознания личности. Удовлетворение данных потребностей и обеспечивает целостность характера. Большую роль в формировании целостности личности играет воспитание, как основополагающая и смыслообразующая педагогическая категория, которая рассматривается как взаимодействие воспитанника и воспитывающего для реализации целей воспитания, формирование личности или отдельных её качеств. Воспитание ребенка с проблемами развития и поведения осуществляется в рамках единого педагогического процесса, направленного на формирование качеств этой личности [3].
Инклюзивное воспитание является управлением индивидуального развития личности ребёнка с ограниченной возможностью здоровья в воспитательном пространстве, в среде и в системе воспитания образовательного учреждения.
Цель инклюзивного воспитания детей с ограниченной возможностью здоровья — предотвращение проявлений социальной недостаточности у них, формирование готовности и способностей относительно самостоятельной жизни.
Результат и показатель эффективности инклюзивного воспитания — человек с ограниченной возможностью, который принимает и транслирует культуру и ценности общества, нормы и обычаи, принимаемые в нём, а также самостоятельный, самоотверженный, способный к саморазвитию личности, имеющий собственное мнение и активно меняющийся на пути собственного развития [1].
В процессе формирования личности в условиях инклюзивного воспитания я применяю общепедагогические приемы и методы, а также специальные меры, направленные на формирование личности ребенка в соответствии со степенью и структурой недостатков, сущностью и характером отклонений, учитывая его индивидуальные и возрастные особенности.
Методы и приёмы, которые я использую в своей работе:
В едином пространстве, в котором участвуют дети, имеющие особые потребности, происходит накопление их общественного созерцания, посредством осознания идей, формирования своего поведения, ребенок воспитывает характер, развивает жизненные позиции, ставит перед собой цели для сознательного самосовершенствования. Педагог способствует осознанию детьми социальной ценности всех людей, равенства их прав, возможностей и определённой доли сопричастности каждого к проблемам другого. Благодаря внедрению элементов морали, эстетики и общественного требования в процесс воспитания предстанет гармония взаимосвязанных форм и видов деятельности: умственных, физических, творческих, развлекательных, исследовательских.
Особое место в формировании личности в условиях инклюзивного воспитания занимает толерантное сознание. К основным направлениям формирования толерантности относятся:
Главная проблема личности инклюзивного воспитания заключается в ограничении ее связи с окружающим миром, бедности контактов с взрослыми и сверстниками. А также проблема негативного отношения к детям, имеющим ограниченные возможности, наличия физических и психических барьеров. Проблемы усугубляет тот факт, что педагоги иногда сами интолерантно относятся к таким детям, называя их «неполноценными», «ущербными», «отсталыми».
В связи с этим, необходимо помнить педагогическую толерантность, то есть способность понимать и принимать ребенка таким, какой он есть, осознавая в нём носителя других ценностей, логического мышления, других форм поведения и т.д.
Детям с нарушениями присущи импульсивность, конфликтность, обидчивость и раздражительность. Это требует от педагога специальных усилий, направленных на снижение общего напряжения и формирование эмоциональных культур детей. Лучше предотвратить возникновение конфликтные ситуации и прохладные отношения, проявление безразличия и высокомерия, чем потом их исправлять.
Важная особенность формирования личности при инклюзивном воспитании — педагогическое оптимизм, вера в преодоление трудностей, надежда на положительный результат, исключение от фиксации внимание на недостатки, опора положительное в личности ребенка, стимулирование его компенсаторных возможностей, в то же время формирование умения объективно свои возможности, действия и поступки [2].
В современном мире особо актуальна задача формирования личности – педагогическая стимуляция процесса саморазвития. Педагогическое сотрудничество осуществляется с акцентом на отношение к окружающему. В процессе воспитания формируется взгляд, позиции всех воспитанников, важнейшей позицией становится принятие другого, отличного от всех.
Таким образом, чтобы сформировать личность в условиях инклюзивного воспитания нужно не только организовать совместную ведущую деятельность, но и создать условия для общения в учебных, трудовых и жизненных ситуациях.
Список литературы