Кибер-безопасность

Правила безопасности в Интернете

Правила безопасности в Интернете

Реальность, в которой живут современные дети и подростки, несравнима               с той, в которой воспитывались их родители.

Использование разнообразных информационных ресурсов оказывает значительное положительное воздействие на развитие детей – это увлекательно, это обучает и социализирует. Но не все понимают, что эти же средства могут представлять потенциальную угрозу в зависимости от того, как осуществляется их использование.

С какими угрозами могут столкнуться дети в сети Интернет?

1. Коммуникационные риски или риски общения

  • Интернет-хулиганство, киберпреследование, киберзапугивание (кибербуллинг). Кибербуллинг – психологическое насилие в сети, информационное преследование со стороны сверстников, проявляющееся в виде издевательств, насмешек, запугиваний, прочих действий, которые негативно влияют на психическое состояние ребенка. У него создается ощущение безысходности, даже дома его не оставляет чувство тревоги, он впадает в депрессию. Информационная атака может привести к суициду.

Издевательство в сети наказуемо действующим  законодательством. Согласно статьям 152, 153 Гражданского кодекса Республики Беларусь человек, которого оскорбили, может обратиться в суд с исковым заявлением о защите чести и достоинства. Также оскорбившего можно привлечь к административной ответственности   по статье 10.2 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. Для этого необходимо обратиться в отдел внутренних дел по месту жительства с заявлением.

  • Знакомства в Интернете и встречи с Интернет-незнакомцами.

Общаясь в сети, дети могут знакомиться, общаться и добавлять                  в «друзья» совершенно неизвестных им в реальной жизни людей.

Социологические опросы об информационной безопасности детей и подростков в Интернет-сети приводят следующие данные о контактах: родственники – 43 %; виртуальные друзья – 21%; незнакомые люди –  36 %. Однако по большому счету виртуальные друзья – тоже незнакомцы. Таким образом, большую часть своего времени в сети дети уделяют общению с посторонними людьми, делятся своими переживаниями, секретами, планами. В таких ситуациях есть опасность разглашения ребенком личной информации о себе и своей семье. Каждое слово, каждая выложенная фотография, каждое действие в сети могут быть использованы против ребенка, и представляет собой благодатную почву для шантажа в будущем.

Особенно опасным может стать установление дружеских отношений с ребенком с целью личной встречи (груминг), вступления с ним в сексуальные отношения, шантажа и эксплуатации. Обман детей возможен, так как при общении в интернете не всегда точно можно сказать, кто на самом деле является твоим собеседником. Часто этим приемом пользуются педофилы, которые общаются с детьми от лица другого «ребенка» и предлагают встретиться в реальной жизни.

2. Потребительские риски

Сюда относится хищение персональной информации с целью кибермошенничества. Хищение конфиденциальных данных может привести к тому, что мошенник незаконно получает доступ и каким-либо образом использует личную информацию пользователя с целью получить материальную прибыль.

По информации пресс-службы Министерства внутренних дел Республики Беларусь в 2020 году зафиксировано 25,5 тысяч преступлений в сфере высоких технологий. Из них 23,5 тысячи – хищение денег с использованием компьютерной техники. Очень часто злоумышленники звонят в мессенджерах (приложения для переписки) якобы из банка и под разными предлогами узнают реквизиты, пин-код, трехзначный код на оборотной стороне карты. 

Сваттинг – это новый для Беларуси вид преступления. Хулиганы-геймеры отправляют в экстренные службы ложное сообщение об опасности от имени другого игрока. Во-первых, ложные сообщения отвлекают от оказания помощи тем, кто в ней действительно нуждается. Во-вторых, такими «разводами» геймеры могут доставить большие неприятности с законом своим оппонентам. По всему миру милиция успешно устанавливает личности этих геймеров.

В Беларуси за «сваттинг» предусмотрена ответственность по статье 340 Уголовного кодекса Республики Беларусь до 7 лет лишения свободы. Если геймер не достиг возраста привлечения к уголовной ответственности, то отвечать за него придется родителям.

Мошенники и способы их действия идут в ногу со временем. Неосведомленность и наивность детей делают их легкой добычей. Один из способов обмана – это «выигрыш». Сообщение    о призе (компьютер, мобильный телефон и пр.).  Для этого у несовершеннолетних просят сообщить данные электронной карты (родителей) и цифры, которые пришли в СМС-сообщении на телефонный номер.

Также среди киберпреступлений распространен фишинг – когда в социальную сеть сбрасывают вредоносную ссылку, по которой человек попадает на поддельный сайт и «засвечивает» все данные своей платежной карты, после чего приходит сообщение о списании денег.

Хищение имущества путем изменения информации, обрабатываемой в компьютерной системе, хранящейся на машинных носителях или передаваемой по сетям передачи данных, либо путем введения в компьютерную систему ложной информации – наказывается штрафом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок (ст. 212 Уголовного кодекса Республики Беларусь). За совершенные преступления ребенком в возрасте  до 14 лет несут ответственность их родители.

  • Психологические симптомы
  • – хорошее самочувствие или состояние эйфории в период работы за компьютером;
  • – невозможность переключиться на другую деятельность;
  • – увеличение количества времени, проводимого за компьютером;
  • – предпочтение виртуального мира семье и друзьям;
  • – ощущение пустоты, раздражения, депрессии при невозможности получения доступа к интернету;
  • – нахождение на интересующих сайтах в ущерб учебе, обман близких людей;
  • – неисполнение своих основных обязанностей из-за чрезмерного нахождения в Сети.
  • Физические симптомы
  • – синдром карпального канала (поражение нервных окончаний кисти руки, связанное с длительным перенапряжением мышц);
  • – сухость в глазах;
  • – головные боли по типу мигрени;
  • – боли в спине;
  • – нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;
  • – пренебрежение личной гигиеной;
  • – расстройства сна, изменение режима сна.
  • Лица с игровой зависимостью имеют следующие личностные особенности:
  • -высокую «социальную смелость» — склонность к риску, расторможенность, аномальный стиль поведения;
  • -«подверженность чувствам» — склонность к непостоянству, подверженность влиянию случая и обстоятельств, снижение соблюдения общепринятых норм и запретов в поведении и межличностных контактах;
  • -«экспрессивность» — эмоциональная дезориентация мышления, спонтанная вера в удачу;
  • -«напряженность» — активная неудовлетворенность стремлений;
  • -«неустойчивость самоконтроля» — конфликтность представлений о себе; неадекватность самооценки (независимо от возрастной группы).
  • Познакомьте родителей с основными показателями, характерными для Интернет-зависимости. Вот они:
  • Психологические симптомы
  • – хорошее самочувствие или состояние эйфории в период работы за компьютером;
  • – невозможность переключиться на другую деятельность;
  • – увеличение количества времени, проводимого за компьютером;
  • – предпочтение виртуального мира семье и друзьям;
  • – ощущение пустоты, раздражения, депрессии при невозможности получения доступа к интернету;
  • – нахождение на интересующих сайтах в ущерб учебе, обман близких людей;
  • – неисполнение своих основных обязанностей из-за чрезмерного нахождения в Сети.
  • Физические симптомы
  • – синдром карпального канала (поражение нервных окончаний кисти руки, связанное с длительным перенапряжением мышц);
  • – сухость в глазах;
  • – головные боли по типу мигрени;
  • – боли в спине;
  • – нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;
  • – пренебрежение личной гигиеной;
  • – расстройства сна, изменение режима сна.
  • Лица с игровой зависимостью имеют следующие личностные особенности:
  • -высокую «социальную смелость» — склонность к риску, расторможенность, аномальный стиль поведения;
  • -«подверженность чувствам» — склонность к непостоянству, подверженность влиянию случая и обстоятельств, снижение соблюдения общепринятых норм и запретов в поведении и межличностных контактах;
  • -«экспрессивность» — эмоциональная дезориентация мышления, спонтанная вера в удачу;
  • -«напряженность» — активная неудовлетворенность стремлений;
  • -«неустойчивость самоконтроля» — конфликтность представлений о себе; неадекватность самооценки (независимо от возрастной группы).
  • Познакомьте родителей с основными показателями, характерными для Интернет-зависимости. Вот они:
  • Психологические симптомы
  • – хорошее самочувствие или состояние эйфории в период работы за компьютером;
  • – невозможность переключиться на другую деятельность;
  • – увеличение количества времени, проводимого за компьютером;
  • – предпочтение виртуального мира семье и друзьям;
  • – ощущение пустоты, раздражения, депрессии при невозможности получения доступа к интернету;
  • – нахождение на интересующих сайтах в ущерб учебе, обман близких людей;
  • – неисполнение своих основных обязанностей из-за чрезмерного нахождения в Сети.
  • Физические симптомы
  • – синдром карпального канала (поражение нервных окончаний кисти руки, связанное с длительным перенапряжением мышц);
  • – сухость в глазах;
  • – головные боли по типу мигрени;
  • – боли в спине;
  • – нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;
  • – пренебрежение личной гигиеной;
  • – расстройства сна, изменение режима сна.
  • Лица с игровой зависимостью имеют следующие личностные особенности:
  • -высокую «социальную смелость» — склонность к риску, расторможенность, аномальный стиль поведения;
  • -«подверженность чувствам» — склонность к непостоянству, подверженность влиянию случая и обстоятельств, снижение соблюдения общепринятых норм и запретов в поведении и межличностных контактах;
  • -«экспрессивность» — эмоциональная дезориентация мышления, спонтанная вера в удачу;
  • -«напряженность» — активная неудовлетворенность стремлений;
  • -«неустойчивость самоконтроля» — конфликтность представлений о себе; неадекватность самооценки (независимо от возрастной группы).
  • Познакомьте родителей с основными показателями, характерными для Интернет-зависимости. Вот они:
  • Психологические симптомы
  • – хорошее самочувствие или состояние эйфории в период работы за компьютером;
  • – невозможность переключиться на другую деятельность;
  • – увеличение количества времени, проводимого за компьютером;
  • – предпочтение виртуального мира семье и друзьям;
  • – ощущение пустоты, раздражения, депрессии при невозможности получения доступа к интернету;
  • – нахождение на интересующих сайтах в ущерб учебе, обман близких людей;
  • – неисполнение своих основных обязанностей из-за чрезмерного нахождения в Сети.
  • Физические симптомы
  • – синдром карпального канала (поражение нервных окончаний кисти руки, связанное с длительным перенапряжением мышц);
  • – сухость в глазах;
  • – головные боли по типу мигрени;
  • – боли в спине;
  • – нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;
  • – пренебрежение личной гигиеной;
  • – расстройства сна, изменение режима сна.
  • Лица с игровой зависимостью имеют следующие личностные особенности:
  • -высокую «социальную смелость» — склонность к риску, расторможенность, аномальный стиль поведения;
  • -«подверженность чувствам» — склонность к непостоянству, подверженность влиянию случая и обстоятельств, снижение соблюдения общепринятых норм и запретов в поведении и межличностных контактах;
  • -«экспрессивность» — эмоциональная дезориентация мышления, спонтанная вера в удачу;
  • -«напряженность» — активная неудовлетворенность стремлений;
  • -«неустойчивость самоконтроля» — конфликтность представлений о себе; неадекватность самооценки (независимо от возрастной группы).
  • Познакомьте родителей с основными показателями, характерными для Интернет-зависимости. Вот они:
  • Психологические симптомы
  • – хорошее самочувствие или состояние эйфории в период работы за компьютером;
  • – невозможность переключиться на другую деятельность;
  • – увеличение количества времени, проводимого за компьютером;
  • – предпочтение виртуального мира семье и друзьям;
  • – ощущение пустоты, раздражения, депрессии при невозможности получения доступа к интернету;
  • – нахождение на интересующих сайтах в ущерб учебе, обман близких людей;
  • – неисполнение своих основных обязанностей из-за чрезмерного нахождения в Сети.
  • Физические симптомы
  • – синдром карпального канала (поражение нервных окончаний кисти руки, связанное с длительным перенапряжением мышц);
  • – сухость в глазах;
  • – головные боли по типу мигрени;
  • – боли в спине;
  • – нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;
  • – пренебрежение личной гигиеной;
  • – расстройства сна, изменение режима сна.
  • Лица с игровой зависимостью имеют следующие личностные особенности:
  • -высокую «социальную смелость» — склонность к риску, расторможенность, аномальный стиль поведения;
  • -«подверженность чувствам» — склонность к непостоянству, подверженность влиянию случая и обстоятельств, снижение соблюдения общепринятых норм и запретов в поведении и межличностных контактах;
  • -«экспрессивность» — эмоциональная дезориентация мышления, спонтанная вера в удачу;
  • -«напряженность» — активная неудовлетворенность стремлений;
  • -«неустойчивость самоконтроля» — конфликтность представлений о себе; неадекватность самооценки (независимо от возрастной группы).

Правила безопасности для несовершеннолетних в сети Интернет

  • Не заходите на незнакомые и подозрительные сайты.
  • Если к вам по электронной почте пришел файл Word или Excel, даже от знакомого лица, прежде чем открыть, обязательно проверьте его на вирусы.
  • Если пришло незнакомое приложение, ни в коем случае не запускайте его, а лучше сразу удалите и очистите корзину.
  • Старайтесь использовать для паролей трудно запоминаемый набор цифр и букв.
  • Не оставляйте без присмотра компьютер с важными сведениями на экране.
  • Сообщайте своим родителям, когда сталкиваетесь с чем-нибудь  в Интернете, что заставляет вас чувствовать себя неловко.
  • Не стоит игнорировать сообщения, которые содержат угрозы, особенно систематические. Следует скопировать эти сообщения, рассказать об этом родителям, обратиться в правоохранительные органы.
  •   Не выкладывайте свои личные данные в Интернете (домашний  адрес, номер телефона, номер школы, класс, любимое место прогулки, время возвращения домой, место работы родителей, пароли от своей электронной почты, электронного кошелька и др.). Помните, любая информация может быть использована против вас, в том числе в корыстных и преступных целях.
  • Используйте псевдоним при общении в чатах, использовании программ мгновенного обмена сообщениями, пользовании он-лайн играми и в других ситуациях.
  • Не размещайте и не посылайте свои фотографии незнакомцам. Будьте внимательны, если вас просят прислать или провоцируют на какие-либо действия перед веб-камерой.
  • Будьте осторожны при общении с незнакомыми людьми. Старайтесь рассказывать как можно меньше личной информации о себе.
  •  Если новый знакомый пытается говорить с вами на неприятные или пугающие темы и говорит об этом как о секрете, который останется только между вами – немедленно сообщите об этом родителям или взрослым, которым доверяете, и сделайте снимок с экрана (screen-shot).
  • Если вы пользуетесь чужим устройством для выхода в Интернет, не забывайте выходить из своего аккаунта на различных сайтах. Не сохраняйте на чужом компьютере свои пароли, личные файлы, историю переписки.
  • Ваши собеседники могут оказаться совсем не теми, за кого себя выдают. Не поддавайтесь на уговоры встретиться один на один,   особенно – в безлюдном месте!

Всегда помните!!!

  • Далеко не все, что можно прочесть или увидеть в Интернете – правда.
  • В Интернете каждый может представить себя не тем, кем является на самом деле.

Если ситуация не находит решения Вы можете обратиться по телефону доверия 170 или в государственное учреждение образования «Гродненский областной социально-педагогический центр», расположенный по адресу: г. Гродно, ул. Горького, д. 79,

или по телефону 55-70-33.

Кроме того, ответы на вопросы, связанные с проблемой кибербуллинга, а также анонимную консультацию психолога можно получить на сайте http://kids.pomogut.by, созданном по инициативе Министерства внутренних дел Республики Беларусь, а также на детском правовом сайте https://mir.pravo.by.

Безопасность в интернете. Это нужно знать 

15 правил безопасного поведения в интернете

Обеспечение безопасности детей при работе в Интернет

Интернет и ребенок. Детский правовой сайт

Адреса сайтов, благодаря которым дети смогут освоить основы безопасной работы в Интернете
Памятка по предупреждению и выявлению правонарушений в сфере высоких технологий

СИТУАЦИЯ 1
Вы получили электронное сообщение о том, что вы выиграли автомобиль и вас просят перевести деньги для получения приза?
НИКОГДА не отправляйте деньги незнакомым лицам на их электронные счета.
Помните, что вероятность выиграть приз, не принимая участия в розыгрыше стремится к нулю, а вероятность возврата денег, перечисленных на анонимный электронный кошелек злоумышленников, и того меньше.

СИТУАЦИЯ 2
Вы решили купить в интернет-магазине новый мобильный телефон, ноутбук или фотоаппарат по суперпривлекательной цене, но магазин просит перечислить предоплату?
НИКОГДА не перечисляйте деньги на электронные кошельки и счета мобильных телефонов.
Помните о том, что интернет-магазин не может принимать оплату за покупку в такой форме. Если вас просят оплатить товар с использованием терминалов экспресс-оплаты или перевести деньги на электронный кошелек, вероятность того, что вы столкнулись с мошенниками крайне высока.

СИТУАЦИЯ 3
Вы получили смс-сообщение о том, что Ваша банковская карта заблокирована?
НИКОГДА не отправляйте никаких денежных средств по координатам, указанным в сообщении, не перезванивайте на номер, с которого оно пришло, и не отправляйте ответных смс. Самым правильным решением в данной ситуации будет позвонить в банк, выпустивший и обслуживающий вашу карту. Телефон банка вы найдете на обороте вашей карты.

СИТУАЦИЯ 4
На электронной доске объявлений или в социальной сети вы нашли товар, который так долго искали, и стоит он намного дешевле чем в других местах?
НИКОГДА не перечисляйте деньги на электронные кошельки, не убедившись в благонадежности контрагента. Внимательно посмотрите его рейтинг на доске объявлений, почитайте отзывы других покупателей, поищите информацию о нем в сети Интернет. Подумайте над тем, почему товар продается так дешево, узнайте какие гарантии может предоставить продавец.

СИТУАЦИЯ 5
Вы хотите приобрести авиабилеты через Интернет?
НИКОГДА не пользуйтесь услугами непроверенных и неизвестных сайтов по продаже билетов.Закажите билеты через сайт авиакомпании или агентства, положительно зарекомендовавшего себя на рынке. Не переводите деньги за билеты на электронные кошельки или зарубежные счета. При возникновении подозрений обратитесь в представительство авиакомпании.

СИТУАЦИЯ 6
Вы получили СМС или ММС сообщение со ссылкой на скачивание открытки, музыки, картинки или программы?
НИКОГДА не переходите по ссылке, указанной в сообщении. Помните, что перейдя по ссылке вы можете, сами того не подозревая, получить на телефон вирус или оформить подписку на платные услуги. Даже если сообщение пришло от знакомого вам человека, убедитесь в том, что именно он является отправителем.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Основные вопросы безопасности детей в сети интернет»

Нередко мы задумываемся о том, что ребенок проводит в интернете слишком много времени. Когда речь заходит о времени, проведенном с любимым гаджетом, нет единого совета для всех – будет лучше принимать решение на основании потребностей каждой семьи. Наши советы помогут вам создать свои собственные правила.

5 советов по регулированию времени за гаджетами

1. Создавайте семейные правила о временных рамках

Своим примером показывайте, какого поведения вы ожидаете от детей. Правила о временных рамках использования гаджетов должны быть свои у всех членов семьи и выполняться без исключений.

2. Проявляйте интерес и предлагайте альтернативу

Чем больше вы принимаете участие и интересуетесь тем, что ваши дети делают в интернете, на что тратят время, используя гаджеты, тем легче завоевать их уважение и повлиять на их действия в цифровом мире.

Пробуйте предлагать альтернативу «мобильным играм» — подвижные игры, настольные, совместные занятия с вами. Для детей важно взаимодействие, поэтому такие игры должны быть совместными, а не «заданиями, которые выполняют в одиночестве».

3. Учитесь использовать техническую поддержку

По мере того, как дети становятся более активными пользователями интернета, регулярно обсуждайте с ними способы предотвращения целого ряда возможных рисков, таких как просмотр неподходящего контента или кибербуллинг. Убедитесь, что они знают, когда и где искать помощь, если необходимо, и какие инструменты они могут использовать, чтобы справиться с проблемами. Узнавайте о таких инструментах вместе с ними, а если они владеют такой информацией, просите научить вас.

4. Используйте родительский контроль

Каким бы устройством ни пользовался ваш ребенок, обязательно используйте программы для управления его доступом к контенту с учетом возраста и анализа времени, которое он тратит на определенные действия в интернете. Не скрывайте своих действий, это подорвет доверие между вами. Объясните, что родительский контроль – это проявление вашей заботы и подробно расскажите о том, что будет «под контролем», а что будет «личным пространством» самого ребенка.

5. Поощряйте их быть избирательными в отношении своих действий в интернете

Помогите им избежать бессмысленного «зависания» в социальных сетях и быть более критичными к информации в интернете. Обсуждайте примеры «полезного и бесполезного» времени в интернете, старайтесь высказываться безоценочно и давать детям аргументировать их точку зрения. Возможно, это даст вам подсказку, какие потребности ребенок удовлетворяет в интернете и, вы сможете предложить подходящую альтернативу.


ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Негативный контент»

В сети интернет очень много различной информации и не всегда она полезна детям. В силу своего неоднозначного содержания она может оказать негативное воздействие на их физическое и психическое развитие. Ребенок может обнаружить такую информацию случайно или намеренно из любопытства. Особенно в младшем школьном возрасте, когда для ребенка особенно привлекательны яркие образы.

Родителям следует ограничить доступ к следующей информации:

  • Нежелательные сексуальные материалы (порнография);
  • Устрашающая медиапродукция (реальное или вымышленное изображение насилия, криминальной активности или несчастных случаев в видео, играх, фильмах);
  • Чрезвычайные новости;
  • Реклама табака, алкоголя, наркотиков, азартных игр, продуктов питания, вредных для здоровья (например, энергетики);
  • Информации, которая вводит в заблуждение, пропагандирующей преступления, насилие или рискованное поведение, хакерство, мошенничество.

План действий для родителя в ситуации «когда ребенок попал в непонятую\неприятную\опасную ситуацию в сети

  • Заранее обсудить план действий с ребенком, чтобы он был в курсе, как вы сможете ему помочь, что ждет его в такой ситуации.
  • Сохраняйте спокойствие, не кричите, не ругайте ребенка, говорите спокойно и уверенно, выслушайте его.
  • Дайте возможность рассказать, что случилось. Если он реагирует эмоционально – злиться, плачет, испугался, дайте ему отреагировать.
  • Поддержите ребенка, разделите ответственность между ним и злоумышленниками в сети, для того, чтобы ребенок не закрылся от обсуждений.
  • Если есть необходимость, сфотографиуйте\ сделайте скрин страницы, сообщения.
  • Если это вредоносный контент закройте страницы, вместе с ребенком, покажите ему как закрыть.
  • Если ситуация связана с общением, вместе с ребенком заблокируйте пользователя, обратитесь в службу поддержки, модератору.
  • Если ситуация требует обращения в правоохранительные органы, объясните ребенку, что вы намерены делать, но не включайте его в активные действия, без необходимости.
  • После того, как ситуация будет разрешена обсудите с ребенком все еще раз, узнайте, как он себя чувствует, что думает по поводу ситуации. Проговорите план действий на случай таких ситуаций, приводите в пример ваши действия. Поддержите ребенка в его стремлении учиться новому.

ЕСЛИ СТОЛКНУЛСЯ С КИБЕРБУЛЛИНГОМ

КИБЕРБУЛЛИНГ ЧТО ЭТО?

  • Агрессивное поведение (оскорбления, слухи, обвинения)
  • Намеренное причинение вреда при помощи интернет-ресурсов
  • Систематические оскорбления
  • Личные оскорбительные сообщения
  • Публичные оскорбительные комментарии
  • На любой интернет-площадке (мессенджеры, сайты, чаты, социальные сети и др)

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ СТОЛКНУЛСЯ С КИБЕРБУЛЛИНГОМ?

• ОБРАТИСЬ ЗА ПОМОЩЬЮ расскажи о том, что с тобой происходит взрослым, которым ты доверяешь! ПОМОЩЬ ВЗРОСЛЫХ – ЭТО НОРМАЛЬНО И НЕ СТЫДНО! Именно это поможет тебе справиться с ситуацией! Это верное, смелое и мудрое решение!

• ОСТАНОВИ и БЛОКИРУЙ не отвечай на обидные слова, не включайся в интернет-обсуждения. Если есть необходимость, сохрани фото, скришоты сообщений, которые писали обидчики, передай их взрослым (они необходимы для того, чтобы агрессор принял ответственность за свои поступки). Заблокируй обидчиков и обратись за помощью в СЛУЖБУ ПОДДЕРЖКИ, МОДЕРАТОРАМ сайта, чата, социальной сети. Они помогут заблокировать агрессоров. ТЫ ПОМОЖЕШЬ НЕ ДОПУСТИТЬ КИБЕРБУЛЛИНГ в свой адрес и в адрес других.

• НЕ ОБВИНЯЙ СЕБЯ В ТЕБЕ НЕТ ПРИЧИНЫ ДЛЯ ТАКОГО ОТНОШЕНИЯ! Даже если люди не ладят между собой, это не повод причинять другому боль словами или действиями.

• ПОДЕЛИСЬ ЭМОЦИЯМИ С БЛИЗКИМИ Ты можешь грустить, злиться и бояться в этой ситуации! Это нормально! ЭМОЦИИ ЛЕГЧЕ ПЕРЕЖИВАЮТСЯ, ЕСЛИ ТЫ МОЖЕШЬ ПОДЕЛИТЬСЯ ИМИ! Расскажи о том, что ты чувствуешь тем, кому ты доверяешь!


Рекомендации школьникам «Безопасность в интернете»

Вы должны это знать:
• При регистрации на сайтах, старайтесь не указывать личную информацию, т.к. она может быть доступна незнакомым людям. Так же, не рекомендуется размещать свою фотографию, давая, тем самым, представление о том, как вы выглядите, посторонним людям.
• Используйте веб-камеру только при общении с друзьями. Проследите, чтобы посторонние люди не имели возможности видеть ваш разговор, т.к. он может быть записан.
• Нежелательные письма от незнакомых людей называются «Спам». Если вы получили такое письмо, не отвечайте на него. В случае, если Вы ответите на подобное письмо, отправитель будет знать, что вы пользуетесь своим электронным почтовым ящиком и будет продолжать посылать вам спам.
• Если вам пришло сообщение с незнакомого адреса, его лучше не открывать. Подобные письма могут содержать вирусы.
• Если вам приходят письма с неприятным и оскорбляющим вас содержанием, если кто-то ведет себя в вашем отношении неподобающим образом, сообщите об этом.
Если вас кто-то расстроил или обидел, расскажите все взрослому.
Использование Интернета является безопасным, если выполняются три основные правила.
1. Защитите свой компьютер:
Регулярно обновляйте операционную систему.
Используйте антивирусную программу.
Применяйте брандмауэр.
Создавайте резервные копии важных файлов.
Будьте осторожны при загрузке содержимого.
2. Защитите себя в Интернете:
С осторожностью разглашайте личную информацию.
Думайте о том, с кем разговариваете.
Помните, что в Интернете не вся информация надежна и не все пользователи откровенны.
3. Соблюдайте правила
Закону необходимо подчиняться даже в Интернете.
При работе в Интернете не забывайте заботиться об остальных так же, как о себе. 

Запомните эти правила безопасности!
Правило 1
Не указывай настоящее имя и фамилию.
Придумай себе НИК 
Правило 2 Не размещай на сайтах свои фотографии.
Пользуйся аватаркой или картинками 
Правило 3 Не говори никому свой адрес и номер телефона.
Общайся только в Интернете. 
Правило 4 Не встречайся с людьми, которых ты знаешь только по Интернету.
Если кто-то приглашает тебя встретиться или оскорбляет тебя — срочно расскажи об этом родителям